Представьте себе просторную квартиру, в которой беспорядочно разбросаны вещи. Легко ли найти то, что вам необходимо? Скорее всего, на поиски потребуется продолжительное время. Если обобщающие понятия сформированы недостаточно, то в голове ребенка аналогичный беспорядок. В нужный момент он затрудняется припомнить нужное слово, значения многих слов неточны, понятия размыты, беспорядочные знания спутаны. Ведущая роль в формировании обобщающих понятий принадлежит родителям. С чего начать? В каком возрасте? Как?

Ребенок много чего видит, но при этом не замечает: «Смотрит, но не видит, слушает, но не слышит». Зачем нужна наблюдательность и как ее развивать? Дошкольное детство — беззаботная пора, полагают многие взрослые. «Вся жизнь впереди, еще всему научится!»

Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев «отстаёт», то отстаёт и развитие речи. В. А. Сухомлинский писал, что потоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Школьная жизнь состоит из определенных временных промежутков. Одни из них постоянные — длительность урока, другие — разные — продолжительность перемен. Конечно, существует звонок, а иногда даже два — предупреждающий, что скоро (через 1 минуту), прозвенит звонок на урок. Но приходится наблюдать, что звенит звонок, а ребенок не приготовился к следующему уроку, не сходил в туалет и т. д. — время прошло, а ребенок его не почувствовал.На уроках или при подготовке домашнего задания происходит то же самое — им требуется больше времени, они многое не успевают, хотя темп письма и чтения соответствует норме. Необходимо помочь ребенку научиться правильно организовать себя для работы, показать, что любое действие протекает во времени.

Часто приходится слышать сетования родителей: «Сидит по три часа, ерундовое задание, а время тянет и тянет! Давно бы сделал, ведь может!» В дошкольном возрасте вся жизнь ребенка регулируется взрослыми. Как правило, сам ребенок не контролирует себя по часам. Жизненный опыт многих старших дошкольников не обогащен временными представлениями, что зачастую является одной из причин затруднений в обучении.