Развиваем орфографическую зоркость. Как пополнить словарь младших школьников?

В начальной школе довольно часто дети затрудняются в выборе проверочных слов, в распознавании однокоренных, в словоизменении и словообразовании. Многочисленные ошибки в письменных работах в таких случаях неизбежны. Расширение и уточнение словарного запаса — путь к успешному преодолению трудностей.

Успешно овладеть знаниями, умениями и навыками в соответствии с современными программными требованиями может ребенок готовый к началу обучения, то есть имеющий психологическую готовность, достаточный уровень интеллектуального и речевого развития. Большинство детей к началу обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно богатый словарный запас, умеют грамматически правильно строить свои высказывания. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. Иногда надежды детей и родителей на успешное учение не оправдываются. Возникают трудности. В период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться гораздо более высокие требования, ребёнок с недостаточным уровнем речевого развития оказывается в очень сложном положении. Одной из важнейших причин возникновения проблем является отставание ребёнка в речевом развитии. Такое отставание может проявляться в недостаточности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов.

На что повлияет недостаточный словарный запас?

Проявление

Следствие

Недостаточное понимание звучащей речи.

Недостаточное понимание прочитанного учителем текста, искажение смысла текста при изложении или частичное изложение (только той части, которая была понятна).

Недостаточное понимание инструкции.

Искажение слов или их пропуск при написании слухового диктанта. Сниженное слухоречевое внимание и недостаточная память. У ребенка отсутствует понятие, конкретный образ слова, звуковой образ слова ни с чем не связывается. А запомнить одну звуковую оболочку очень трудно.

Недостаточное понимание прочитанного текста.

Недостаточный анализ текста, искажение смысла текста при пересказе. Ребенку трудно отвечать на вопросы, искать в тексте необходимую информацию. Текст не воспринимается целиком.

Затруднения при решении текстовых задач по математике. Любая задача описывает то или иное явление, после анализа которого ставится вопрос, на который надо ответить. Не понимая сути явления, ребенок не может его представить, не происходит анализа, на вопрос ответить невозможно. На уроке, как правило, анализируется путь решения, так как подразумевается, что само явление знакомо ребенку.

Затруднения по всем предметам, предусматривающим работу с текстом.

Длительный период освоения новых слов.

Затруднения при усвоении терминологии по разным предметам.

Затруднения в подборе родственных слов. Ребенок часто пытается подобрать слова, похожие по звучанию, не учитывая их лексического значения (лиса — леса, гора — горит, столица — сталь и др.).

Трудности в освоении орфографии. Значительное количество ошибок.

Трудности при выполнении комплексных заданий.

Например:

Запиши слова в два столбика. Будь внимателен: в списке слов есть лишние слова.

Слова: моряк, морской, морем, морщинка, морж, (о) море, приморский, уморительный, (к) морю, мордочка.

Родственные слова к слову море / Формы слова море

Слово уморительный истолковывается как близкий к морю, находящийся у моря.

Трудности в смысловом сопоставлении слов.

Затруднения в подборе синонимов и антонимов.

Например:

Каким словом можно заменить выделенное слово в предложении: «Ответило Солнце и отчаянно покраснело»? Обведи нужную цифру:

  1. бесстрашно
  2. сильно
  3. смело
  4. рискованно

Трудности в понимании переносного значения слов.

Трудности в понимании пословиц и поговорок, в их использовании. Трудности в понимании скрытого смысла текста.

Перечисленные трудности являются только вершиной айсберга. Чем старше становится ребенок, тем труднее расширяется и уточняется его словарный запас. Для того, чтобы ребенок справился с имеющимися трудностями, необходима специальная помощь. Как и с чего следует начинать? В старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает обобщающие понятия. Большинство детей скажет, что шкаф, стол, стул, кровать — это мебель. Однако у одних детей таких обобщений будет много, а у других незначительно. Во многом это объясняется недопониманием детьми именно обобщающей роли этих слов, что проявляется в смешении общих и частных понятий. Например, когда ученика 1-го класса попросили назвать все известные ему деревья, он назвал следующие: «береза», «елка», «дерево» . Это говорит о том, что общее понятие «дерево» ребенок не отличает от частных понятий (то есть от названий конкретных пород деревьев). Недостаточное количество обобщающих понятий препятствует появлению в словаре ребенка новых слов, а так же свидетельствует о недостаточно сформированных представлений об окружающем мире. Каждое слово связано с определенным понятием. С формирования обобщающих понятий и начинается работа по расширению словаря. Неоценимым помощником в этой работе будет пособие «Слова родного языка» О. А. Безруковой. В пособии собран не только иллюстративный материал, но и подобраны специальные задания и упражнения. Этим пособием легко воспользуются родители. Дети лучше усваивают новое с опорой на наглядный материал. В настоящее время появилось множество игр, направленных на развитие речи, обогащение словаря, расширение представлений об окружающем мире, развитие внимания, памяти, мышления.

Например, развивающая игра «Из чего мы сделаны?» Подойдут все выпуски. В игре представлены тематические таблицы. Ребенок должен правильно подобрать карточки. В ходе игры ребенок не только расширяет и уточняет предметный словарь, но и знакомится с материалами, из которых сделаны те или иные предметы.

изображение

Многим детям с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (так называемых антонимов), например, дети ошибаются: дремучий лес — тихий лес, голый лес. Научиться подбирать слова-антонимы поможет игра «Противоположности». В игре представлены картинки со словами-антонимами.

изображение

«Контрасты». Игра представляет собой набор пазлов с изображением противоположных явлений. Рекомендуется она для детей 3 — 5 лет. Однако в игре представлены 50 пар антонимов (хрупкий — прочный, молчаливый — разговорчивый, ловкий — неуклюжий, расцветать — увядать и др.), что позволяет ее использовать в работе с детьми 7-8 лет. В ходе игры надо не только подобрать противоположные явления, но и назвать их. Когда игра будет освоена, взрослый может называть любые слова, а ребенок — вспоминать их антонимы.

изображение

Аналогичная игра «Шиворот-навыворот» из серии «Я играю, учусь». В комплект входят карточки с противоположными изображениями и словами. Младший школьник должен не только по картинке ориентироваться, но и прочитывать слова. Ребенку предлагается составлять предложения по карточкам. Постепенно дети запоминают пары антонимов и начинают использовать их в речи. Отсутствие в активном словаре ребенка нужных слов объясняется недостаточно четким пониманием их значений. Именно поэтому у детей и не возникает потребности в пополнении своего словарного запаса за счет такого рода слов. Многие дети редко употребляют в речи синонимы, то есть близкие по своему значению слова. Чем больше в словарном запасе ребенка имеется синонимов, тем точнее он может выразить свою мысль за счет подбора наиболее подходящих по смыслу слов. Ребенок с хорошо развитой речью не скажет, например, что чай «жаркий» (вместо «горячий»). Дети с недостаточным речевым развитием не улавливают этих тонкостей. Игры «Контрасты» и «Шиворот-навыворот» помогают связывать лексическое значение антонимов и синонимов. В процессе игры можно не только подбирать противоположные по значению слова, но и близкие. В этом случае повышается уровень сложности. Удивительная путаница наблюдается у некоторых младших школьников с названиями животных и их детенышей. С одной стороны городские дети не так уж часто сталкиваются с животными, с другой стороны, не овладев этой частью словаря, ребенок будет допускать ошибки на письме в виде самых разнообразных искажений слов. Помочь восполнить пробелы поможет игра «Чей малыш».

изображение

Рекомендована она для дошкольников, но если младший школьник допускает ошибки, она поможет преодолеть трудности. В игре представлено довольно много животных, названия которых встречаются в дальнейшем в курсе «Окружающий мир».

Более сложной является игра «Мой ребенок». В этой игре надо подобрать три пазла: маму, папу, ребенка или детеныша. Часто дети знают название одного из родителей, может назвать детеныша, а вот второго родителя — затрудняется.

изображение

Представленный комплект карточек знакомит с названиями животных, образующихся как от одного корня (лев, львица, львенок), так и от разных (баран, овца, ягненок). Расширять представления об окружающем мире, пополнять словарь помогают развивающие игры «Расти, малыш!» и «Дары природы».

«Расти, малыш!»

изображение

Представленный комплект пазлов позволяет овладеть новыми понятиями, собрать эти понятия в системные цепочки, запомнить новые слова, уточнить значение знакомых слов. Так, например, слово яйцо у большинства детей ассоциируется с курицей и цыпленком, но не с черепахой и крокодилом. Слово куколка — с игрушкой, но не с гусеницей или бабочкой. Игра детям нравится, а все, что делается с интересом, лучше откладывается в памяти.

«Дары природы»

изображение

Замечательная развивающая игра. Помогает узнать новое и систематизировать имеющиеся знания, уточнить словарь.

С помощью пазлов ребенок узнает, что взято от природы и как использовано человеком. На материале этой игры расширяется запас имен существительных, прилагательных, глаголов.

Большие трудности испытывают дети при распознавании времени. Многие родители выходят из положения с помощью электронных часов. С большим трудом усваиваются понятия без пятнадцати, четверть второго и т. д.

Освоить время, овладеть необходимым словарем поможет развивающая игра «Веселый распорядок дня».

изображение

Серия пазлов знакомит ребенка с традиционным циферблатом, электронным вариантом, привязывает конкретное время к событиям. На карточках есть все слова по этой теме, которые ребенок должен знать и понимать. Играя, ребенок прочитывает данный материал и постепенно запоминает.

Игра «Что сначала, что потом?» поможет научиться использовать новые слова в речи.

изображение

В игру входят несколько комплектов сюжетных картинок. Ребенок должен расположить их в определенной последовательности, описать каждую, составить рассказ. Игра способствует развитию речи, учит составлять план рассказа, рассказывать об одном и том же разными словами (использовать синонимы), продолжать рассказ по данному началу.

Работу над обогащением словарного запаса ребенка нельзя рассматривать как самоцель. Иногда у детей запас слов может быть достаточно большой, особенно если в семье этому уделяют внимание. Важен не только сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать от них новые слова т.д. Важна и правильность грамматического оформления слов. Работа над обогащением словарного запаса у детей должна вестись не изолированно, а одновременно с совершенствованием грамматического строя речи. Целенаправленную работу в этом направлении лучше всего проводить, начиная с дошкольного возраста. Если же дошкольный период уже упущен, то и в школьном возрасте такая работа обязательно даст свои положительные результаты, только приступать к ней нужно немедленно и проводить систематически. Такие занятия не только значительно обогатят словарный запас ребенка, но и положат начало развитию его наблюдательности над словами, помогут сформировать в дальнейшем орфографическую зоркость. Важно понимать, что учиться можно не только за партой с книгой, тетрадкой и ручкой. Младший школьный возраст — время активных познавательных игр. Играя, ребенок быстрее и глубже осваивает новый материал, учится ставить перед собой задачу, добиваться цели, быть настойчивым. Игра воспринимается ребенком как отдых от учебных занятий. Правильно подобранные игры помогут преодолеть имеющиеся трудности.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 0