Каждый из руководителей, кто брался за учебники и книги по теории управления и менеджмента, порой вынужден был закрывать дверь этой «гостеприимной» науки: термины, понятия, подходы… Как это все не вяжется с реальными проблемами управления, которые мы, руководители образовательных организаций, должны решать «здесь и сейчас»!

Но даже имея за плечами такой неудачный опыт восхождения к «заоблачным научным высям», мы знаем, что в управлении надо мыслить и действовать системно… А для этого нужны знания — «азы, буки, веди и глаголи» управления и менеджмента. Вот и мы начнем с «азов» — с субъекта и объекта управления и посредством их раскроем первую тайну, скрывающуюся под двойным названием темы нашего разговора: «управление и менеджмент».

В новом учебном году за парты садятся не только школьники и студенты, но и руководители ОО и их заместители, и те, кто еще только мечтает стать директором ОО или заведующим ДОО. И у них тоже есть своя школа — Школа Управленческого Мастерства, в которой учиться очень нелегко.

И в этой школе, как и в любой другой, тоже есть трудные проблемы мотивации обучающихся, поскольку ученики здесь особенные…

И в этой школе тоже решают сложные задачи введения стандартов, проводя важные параллели между универсальными учебными действиями (УУД), которые осваивают наши дети, и универсальными управленческими действиями-компетенциями, которыми должны владеть все, кто причастен к управлению образовательными организациями.

В новом учебном году за парты садятся и… сами образовательные организации, если они ставят перед собой сложные задачи — стать организациями компетентными.

Мы стоим на пороге изучения нового большого раздела. Нам предстоит нелегкий путь освоения премудростей управления образовательной организацией. И те, кто не понаслышке знает о тяжести управленческой доли, отчетливо понимает, что в управлении главными глаголами являются модальные: должен, обязан, сможешь!

И, несмотря на эти трудности деятельности, управление манит и притягивает высотами должностной лестницы. Управление — это звучит…модно! Поговорим о моде на управление.

Ну, а следом за модой напрашивается вопрос о моделях управления — модных, современных и не очень, отвечающих духу и требованиям времени, а возможно и устаревших. Или речь идет о моделях прет-а-порте — «готовой одежды» и общепринятых «фасонов», несмотря на то, что они не отвечают особенностям «фигуры» — условиям и задачам деятельности конкретной образовательной организации?

Продолжая разговор о проектировании общей структуры, мы приступаем к выбору индивидуального для каждой образовательной организации варианта формирования структурных подразделений в ОО. И выбор этот мы будем делать, исходя из специфики задач и особенностей условий нашей конкретной организации.

А завершив этот многотрудный этап проектирования внутренней структуры ОО, нам остается «рукой подать» до последнего шага в понимании организационного устройства ОО. Формируя внешнюю структуру нашей образовательной организации, мы опираемся на важный постулат менеджмента: «„наилучшая“ структура — это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой».

Перед нами стоит сложная задача проектирования общей структуры образовательной организации, основу которой составляют структурные подразделения. Каждому руководителю ОО «греют сердце» законодательные строки: «Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры…», «Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения…».

Казалось бы, столько свобод предоставлено, а вот компетентно воспользоваться ими мы не всегда можем. Начнем разбираться в этом сложном вопросе.