Предыдущие компоненты вспомогательной структуры ОО (нормативно-правовые и финансово-экономические условия), о которых мы говорили в предыдущий раз, не представляют собой нечто материальное, что окружает нас в стенах наших образовательных организаций. И, как правило, хлопотная нормативная и финансовая работа канцелярий и бухгалтерий неведома тем, кто работает и учится, кто приводит своих детей на занятия в наши ОО.

Зато и педагоги, и дети, и особенно родители, а также гости и… проверяющие! зорким и пристальным взглядом оценивают все те реальные, материальные условия, которые созданы в образовательной организации. Вот и получается, что первое, чем встречает наша образовательная организация жителей и гостей нашего большого дома, как раз и представляют собой те самые условия жизнедеятельности и материально-технического обеспечения, о которых мы и поведем речь.

Любой руководитель на вопрос о том, что занимает «львиную долю» его рабочего и нерабочего времени, без запинки начнет перечислять вопросы нормативно-правового и финансово-хозяйственного обеспечения ОО. А вот нам, проектирующим организационную структуру образовательного учреждения, теперь предстоит не только кратко назвать, но и проникнуть в смыслы этой многотрудной деятельности в ОО, и начать многоуровневое проектирование ее структуры.

Казалось бы, что нового для себя мы можем открыть в расстановке педагогических кадров, в таком знакомом действии, ежегодно повторяющемся в практике каждого руководителя ОО? Давайте посмотрим на эту «привычность» с позиций проектируемой нами основной структуры и тех организационных задач, которые стоят перед ОО в условиях введения ФГОС. Это поможет нам увидеть проблемные зоны в самой структуре и сосредоточить на них свое проектировочное и управленческое внимание.

Вооружившись одним из «эффективных инструментов научения», известным в народе как грабли, на которые мы наступаем (и не раз!) в своей управленческой деятельности, задумаемся о внутриорганизационных проблемах наших ОО. Что же мы делаем не так? Или что же мы делаем так, когда мы выстраиваем основную структуру, а потом вынуждены «разгребать» проблемы? Соответствует ли этот организационный инструмент координации деятельности педагогических работников задачам, стоящим перед нашими образовательными организациями, и еще более сложным задачам, которые ОО должны решать в условиях ФГОС?…

Мы продолжаем разговор о проектировании основной структуры образовательной организации и говорим о ее педагогической составляющей. Как сделать так, чтобы педагогический коллектив не разделялся бы на «феоды» функциональной раздробленности, в которых «междоусобно» работают педагоги начальной школы, методические объединения по разным предметам, «профильники и непрофильники», «физики и лирики»?…

Обратимся за помощью к методологии процессного подхода, не разделяющего организацию «вертикально», как это делает функциональный подход, а, наоборот, объединяющего педагогических работников общими целями достижения.