Случалось ли вам наблюдать, как прежде очень успешное образовательное учреждение в течение времени теряет свое былое величие и теперь «плетется» в конце списка организаций, рейтинг которых она некогда возглавляла? Давайте задумаемся, чего же не хватает системе образовательной организации, если у нее есть все, что требуется в теории: и цели, и функции, и структура с элементами и связями? И при этом на практике такая система не организованна, не выполняет возложенных на нее функций, не достигает целей. Об «организации», а точнее о значении организации в системе пойдет речь в этой теме.

«Что нам стоит дом построить? Нарисуем, будем жить!». Вот так же порой легко и просто мы относимся к постройке системы образовательной организации. «И уж точно, непременно, в нем не будем мы тужить!»… А вот в том, что в системе, спроектированной наспех и без опоры на знание «законов» строения, мы будем работать с легкостью и непременно добиваться результатов, мы уже не так уверены. Как известно, незнание законов не освобождает от ответственности. А мы еще и в ответе за то, какую систему ОО, по каким «законам» строения мы создаем и какой результат получаем.

Изучая вопросы состава системы, разделяя ее на компоненты и элементы, мы понимаем, что они собой представляют в жизни образовательной организации. Мы их видим и можем распознать в реальной жизни ОО. А вот со связями между элементами дело обстоит иначе. Связи — не только первоначально скрытые от исследователя систем, но и упорно скрывающиеся от взгляда практика — скромные «труженики» системы. О «скрытности» и «скромности» связей, и их великом труде в системе образовательной организации, и особенно, когда ОО работает в условиях ФГОС, пойдет речь в этой теме.

С вопросительных слов веселой детской песенки мы начнем разговор о составе системы образовательной организации. Как из хаоса частей и частичек, деятельностей и действий, дел и событий, групп и индивидуумов, механизмов и технологий, и пр. и пр., т. е. всего того, чем «наполнена» образовательная организация как механизм и как социальный организм, представить и понять ее состав?

Функция — одно из самых «плодовитых» понятий в теории и практике организаций и управления. Определяя ее значения, разбираясь в терминах, производных от нее, и выстраивая систему функций образовательной организации, мы всегда будем помнить «наказ» классика социологии Р. Мертона о том, что «функция принудительно предъявляет требования, проистекающие от системы».