С вопросительных слов веселой детской песенки мы начнем разговор о составе системы образовательной организации. Как из хаоса частей и частичек, деятельностей и действий, дел и событий, групп и индивидуумов, механизмов и технологий, и пр. и пр., т. е. всего того, чем «наполнена» образовательная организация как механизм и как социальный организм, представить и понять ее состав?

Функция — одно из самых «плодовитых» понятий в теории и практике организаций и управления. Определяя ее значения, разбираясь в терминах, производных от нее, и выстраивая систему функций образовательной организации, мы всегда будем помнить «наказ» классика социологии Р. Мертона о том, что «функция принудительно предъявляет требования, проистекающие от системы».

Мы исследуем образовательную организацию как систему и начинаем разговор с целей как «самой беспокойной и насущной категории управления» (А. И. Пригожин). Раскрывая «тревожную суть» целеполагания, мы понимаем, что беспокойной цель делает ее «тревожная даль», в которую она зовет, а насущна она потому, что без цели нет и не может быть образовательной организации как системы.

Знакомство с типами организаций на практике порой приводит к их превращению в конгломерат разных подходов. Мы будем говорить об организации как многогранном явлении. О каких гранях идет речь? И как эти грани помогают нам создавать «организационный бриллиант» образовательной организации? Разбираться в этих вопросах поможет нам методология, которая, перефразируя М. В. Ломоносова, ум управленцев в порядок приводит.

Что же представляет собой образовательная организация, которую мы все еще по привычке иногда называем «образовательное учреждение»? Искать ответ на этот вопрос мы будем и в теории организации, и в законодательстве, и в нашей образовательной практике, сталкиваясь при этом с определенными трудностями, поскольку у нас нет книг и учебников по «теории организации образовательных организаций». Ну что ж, чем сложнее задача, тем она интереснее!