Как сократить школьные факторы риска?

Нередко родители замечают, что при поступлении в 1 класс, при переходе в среднюю школу, в процессе подготовки к итоговой аттестации дети испытывают большие перегрузки. Это может повлечь за собой изменения состояния обучающегося, обострение хронических заболеваний. В период интенсивного роста на детей ложится еще и школьная нагрузка, поэтому дети становятся чувствительны к любым перегрузкам и изменениям. Школьные трудности, которые возникают у детей, могут быть выражены в нарушении социально-психологической адаптации и снижении успешности обучения. В данном случае задачей, стоящей перед педагогами и родителями, будет адекватная и грамотная реакция на те проблемы, которые возникнут у ребенка.

Что же можно считать школьными факторами риска?

  • Одним из возможных факторов риска в школе является агрессивная микросреда, когда дети испытывают на себе влияние конфликтов, замечания со стороны сверстников и педагогов.
  • Еще одним фактором является авторитарный, жесткий стиль, недоброжелательный стиль общения педагогов с детьми.
  • Ограничение времени, выделенного на работу, повышенная интенсификация учебного процесса, постоянный цейтнот ведут являются стрессогенными факторами.
  • Постоянное утомление и переутомление в школе ведет к проблемам здоровья и является фактором повышения тревожности и эмоциональных расстройств у детей.
  • Фактором школьного риска может являться не столько учебная, сколько внеучебная деятельность. Особенно это типично для учащихся начальной школы. Например, у второклассника три раза в неделю музыкальная школа, два раза плавание, два раза дополнительный английский и два раза в неделю теннис. И это помимо уроков и выполнения домашнего задания. Учебная же нагрузка второклассника это пять уроков в день при пятидневной учебной неделе и 1,5 часа на выполнение домашнего задания.
  • Очень часто родители при выборе того или иного учебного заведения для ребенка, не учитывают реальных возможностей и потребностей ребенка. Некоторые дети просто не успевают за темпом, который задает школа. От этого может возникнуть неуверенность в себе, своих силах, нежелание учиться и ходить в школу
  • Следующий немаловажный фактор — это вес ранца ребенка. Считается, что в ранец с ортопедической спинкой нельзя класть вес, больший, чем 10% от веса самого школьника. Превышение этой пропорции, считают медики, ведет к искривлению позвоночника и нарушению осанки, болям в пояснице и ухудшению деятельности двигательного аппарата. В результате исследования в одной из школ, выяснилось, что немалую часть веса школьного ранца, составляют личные вещи учеников (вода, фрукты, и т. п.). А некоторые современные детские портфели весят около 1.5 кг.!
  • Немаловажным фактором является домашняя обстановка, в которой живет ребенок. Как организовано рабочее место, какие взаимоотношения у родителей друг с другом и ребенком — все это влияет на то, насколько комфортно чувствует себя ребенок себя в школьном обществе.

Признаки утомления обучающегося и влияния на него школьных факторов риска:

Микросимпоматикой может служить раздражительность, плаксивость, плохой сон, неустойчивость внимания, низкий уровень работоспособности, повышенная эмоциональная чувствительность.

Полностью исключить школьные факторы риска — невозможно, но создать особую образовательную среду и комплекс мер, направленных на здоровьесбережение обучающихся необходимо.

Рациональная организация образовательного процесса и вовлеченность учащегося в различные школьные мероприятия по интересам, самая лучшая профилактика школьной дезадаптации и сокращения факторов риска. Немаловажным является психологическая совместимость ученика и учителя. Не зря психологи рекомендуют познакомиться будущему первокласснику с его возможным учителем.

На законодательном уровне существуют нормативы СанПиН 2.4.2.2821–10 от 29.12.2010, Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон), различные рекомендации, которые закрепляют за обучающимися различные права, способствующие сохранению психофизиологического здоровья. Это является актуальным особенно в последние года, когда огромное количество детей имеют отклонения в состоянии здоровья и постепенно вводится инклюзивное образование в массовой школе. В школе педагогам важно учитывать особенности каждого ребенка. Тем более Закон предоставляет обучающимся право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизиологического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (ст.34 Закона). Помимо этого Закон закрепляет право на индивидуальное обучение и каникулы.

СанПиН определяет множество норм, соблюдение которых должно снизить уровень нагрузки на обучающихся. Выделим некоторые из них:

  • Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане рекомендуется предусмотреть равномерное распределение периодов учебного времени и каникул.
  • Обучение в 3 смены в общеобразовательных учреждениях не допускается.
  • Организация профильного обучения в 10-11-х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.
  • В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2-4-м уроках.
  • Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.
  • Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.
  • Для облегчения и сокращения периода адаптации к образовательному процессу обучающихся компенсирующих классов следует обеспечить медико-психологической помощью, осуществляемой педагогами-психологами, врачами-педиатрами, учителями-логопедами, другими специально подготовленными педагогическими работниками, а также с применением информационно-коммуникационных технологий, наглядных пособий.
  • Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов — более 1,5 кг, 3-4-х классов — более 2 кг; 5-6-х — более 2,5 кг, 7-8-х — более 3,5 кг, 9-11-х — более 4,0 кг.

Для того, чтобы снизить школьные факторы риска необходима рациональная организация учебной деятельности и режима дня ребенка. Существуют также рекомендации по организации режима дня школьника, регулирующие комплекс внешних и внутренних условий жизни:

  • Продолжительность сна и пребывание на свежем воздухе — одни из показателей рациональной организации режима жизни. Всем известно насколько важен для ребенка сон.
  • Для детей 1–4 класса необходимое количество ночного сна 10–11 часов, дневного 1,5–2 часа.
  • Время проведенное на воздухе для ребенка 6 лет — 4 часа ежедневных прогулок, для детей 7–10 лет — 3,5 часа, а для детей 10–11 лет — 3 часа. Среди детей выдерживающих нормативы ночного сна и пребывания на воздухе, меньше болеющих и меньше детей с хроническими заболеваниями и расстройствами нервно-психической сферы.

Школа ищет пути выхода из ситуации, когда школьные факторы риска должны быть минимизированы.

А родителям стоит помнить, что нельзя форсировать обучение письму и чтению и т. д., так как это тормозит психофизиологическое развитие ребенка.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 8

  • фото
    Сабина 01 декабря 2016

    Добрый день! Обращаюсь за советом, писать много но постараюсь довести до минимума. У меня дочь учится в 3кл. Оказывается, что со 2класса на нашего учителя сыпятся претензии со стороны одной мамаши. Дочь ее учится хорошо. Но проблема в том,что она должна быть отличницей, т.к.эта мать бывшая учительница, она не на пенсии, около 35 лет и почему-то сейчас не работает. Дочь некоторые темы не понимает и мамаша начинает звонить учителю,разбираться, что не может помочь сделать домашнюю т.к.учитель неправильно учит. Она оказывается,приходила к учителю и просила Ее учить так, как ей хочется,типо так как надо, как она когда учила. Учитель сказала, что посмотрит, но отказала т.к.она лучше знает способности Ее учеников.И после этого, мать не остановилась,Ее дочь записывала на диктофон уроки,мать знает абсолютно все нюансы пройденных уроков,как перемена проходила. Когда собрала кучу типо доказательств против некомпетентного учителя, она пришла к директору, типо чтобы поменяли учителя всему классу. Я об этом инциденте узнала, когда ребёнок в шоке пришла со школы и сказала, что на уроках на задних партах сидят завуч и ещё кто-то и предупредили что они неделю так будут ходить. Она со страхом готовилась в те дни к школе,она отличница, но говорит, что когда вызывали к доске, то очень волновалась.Неделя пытки, вроде ничего такого,но ребёнок понимал, что что-то неладное происходит. Оказывается, что всю неделю были открытые уроки и приходили проверять компетентность учителя и идёт ли она в ногу со школьной программой. У нас самый сильный класс,и какие-то темы быстро проходят, а на сложные больше времени тратят. Об этом узнали все родители и соответственно, все были возмущены,что прекрасного учителя хотят убрать от нашего класса. Да и сам учитель от такого хамства написала заявление на отказ от класса. Я сразу знала, что мой ребёнок должен попасть только к ней, она профессионал своего дела и это знают все и доказано, родители возят издалека своих детей и только ради неё. Как только все узнали об этом, и что учитель отказ написала, то назначили встречу возле школы с мамашей, но она не пришла. Мы, все 25 чел.написали благодарственное письмо с просьбой не отказываться от нас и позвонили ей раз не пришла. Короче, она сказала, что так всем будет лучше, если у нас будет другой учитель т.к.некомпетентная, хотя после проверки директор опровергла это. И что она написала сама отказ-ей типо стыдно что она не умеет правильно учить детей. Мы в шоке были от таких слов, разгневанные родители стали кричать в трубку, чтобы она не лезла в учебный процесс,а она стояла на своём, типо я не лезу в ваши профессии, вот и вы в наши учительские не лезьте, я знаю что я требую. Короче,2недели прошло, все забылось с моей стороны, тут дочь приходит и говорит, что 2дня к тесту готовилась по литературе, получила две пятерки, а им сказали,что эти оценки не пойдут в журнал,а ещё вчера была самостоятельная и она кто не успел попросила всех сдать, а обычно на перемене можно было дописать. Я позвонила учителю, уточнить, почему? Ответ-за тесты нельзя ставить в журнал, а перемена для отдыха, знающие люди требуют чтобы было именно так. Я от программы отстала,дети многое не успевают, директор уже просит смириться с матерью,я хочу учить так как надо, как будет лучше, а не как меня заставляют. Каждый шаг докладывается и критически комментируется со стороны матери. Она каждый день звонит и завалила сообщениями. У нас в классе 27 чел,а в остальных по 25 Как мы родители можем настоять, чтобы недовольная мамаша перевела ребёнка в другой класс. Я готова сама пойти к директору и написать на эту мамашу, чтобы предприняли меры по её устранению. Она мешает учебному процессу, и учителю в том числе. У учителя голова забита только этой мамашей,она манипулирует ею. Извините за писанину, там ещё кучу нюансов и претензий со стороны матери,но среди родителей есть действующие учителя и они в шоке,они-то довольны нашим учителем. Подскажите, как правильно составить заявление, чтобы директор взял на себя инициативу перевести ребёнка в другой класс, который не так заполнен как у нас.Директор тоже хитрый, сам не хочет действовать, а просит нас родителей успокоить такую мамашу.

    • фото
      Нурия Сафиулина 15 декабря 2016

      Право перевода из одного класса в другой есть только у родителя несовершеннолетнего обучающегося. Поэтому пока родитель не напишет заявление о переводе из одного класса в другой, директор сделать ничего не может. Если в ходе административного расследования выяснилось, что учитель соответствует своей должности, то претензии мамы, подавшей жалобу, считаются необоснованными. Учитель имеет право требовать создания конфликтной комиссии, так как родитель не дает ей возможности полноценно работать и осуществлять образовательный процесс.

  • фото
    Евгения 28 января 2017

    Здравствуйте! Мой сын учится во 2 классе и второй год его отправляют проходить комиссию ПМПК. Это связано с тем, что Тимофей тяжело адаптируется к школе. Сын стал замыкаться в себе, не знает, как себя вести, отказывается отвечать на уроках. Умеет и читать, и писать, и считать. Преобладающая оценка в тетрадях "хорошо", тройки бывают очень редко. Проблема заключается в том, что он очень медлителен, часто отвлекается и быстро устает. А главное отказывается учится. Нашего сына постоянно доводят до агрессии и слез его одноклассники (прячут вещи, ломают канц. принадлежности). Классный руководитель старается не обращать на сложившуюся ситуацию внимания. ходили на консультации к психиатру, неврологу: выявили нервно-фобическое расстройство - боязнь реакции общества.Классный руководитель после конфликта с нами в 1 классе о проблемах в учебе сына нам ни разу не сообщала, хотя я часто по телефону и собраниях задавала подобные вопросы. После визита к директору школы, он сказал, что классный руководитель не может только моему сыну уделять внимание, ждать его пока он с классом пишет диктант. Мы живем в деревне. В школе нет психолога. Директор школы заставляет ехать в город проходить курс консультаций у платного психолога с отрывом от учебы. Говорит, что с таким поведением сын вскоре вообще не сможет учиться. Не знаю как быть... Помогите, пожалуйста советом.

  • фото
    Евгения 28 января 2017

    Здравствуйте! Мой сын учится во 2 классе и второй год его отправляют проходить комиссию ПМПК. Это связано с тем, что Тимофей тяжело адаптируется к школе. Сын стал замыкаться в себе, не знает, как себя вести, отказывается отвечать на уроках. Умеет и читать, и писать, и считать. Преобладающая оценка в тетрадях "хорошо", тройки бывают очень редко. Проблема заключается в том, что он очень медлителен, часто отвлекается и быстро устает. А главное отказывается учится. Нашего сына постоянно доводят до агрессии и слез его одноклассники (прячут вещи, ломают канц. принадлежности). Классный руководитель старается не обращать на сложившуюся ситуацию внимания. ходили на консультации к психиатру, неврологу: выявили нервно-фобическое расстройство - боязнь реакции общества.Классный руководитель после конфликта с нами в 1 классе о проблемах в учебе сына нам ни разу не сообщала, хотя я часто по телефону и собраниях задавала подобные вопросы. После визита к директору школы, он сказал, что классный руководитель не может только моему сыну уделять внимание, ждать его пока он с классом пишет диктант. Мы живем в деревне. В школе нет психолога. Директор школы заставляет ехать в город проходить курс консультаций у платного психолога с отрывом от учебы. Говорит, что с таким поведением сын вскоре вообще не сможет учиться. Не знаю как быть... Помогите, пожалуйста советом.

    • фото
      Нурия Сафиулина 31 января 2017

      Я бы рекомендовала Вашему ребенку прохождение ПМПК. Результаты и рекомендации ПМПК в школе Вы имеете право не показывать. В рамках данной комиссии ребенка будут обследовать различные специалисты бесплатно. Только после получения рекомендаций от комиссии вы сможете оказать ребенку необходимую помощь и поймет , что необходимо сделать в дальнейшем. Не лишней была бы консультация клинического психолога.