Искусство быть посредником: Как помогать детям разрешать конфликты

Конфликты между детьми любого возраста случаются довольно часто. И это можно считать вполне нормальным явлением, поскольку каждый ребенок уникален. А там, где встречаются две или более уникальных личности, только и жди пересечения и столкновения интересов, мнений, желаний, что и становится источником конфликтов. Собственно, возникающие споры и ссоры между детьми могут вносить серьезный положительный вклад в развитие их личности, поскольку заставляют учиться искать общие интересы, разрешать проблемы, договариваться, идти на компромисс или отстаивать свое мнение. Другой вопрос — как часто возникают конфликты у конкретного ребенка с другими детьми, и чем они заканчиваются, например, не превращают ли они детскую дружбу в стойкую неприязнь конфликтующих друг к другу.

Жизненный опыт у детей невелик, поэтому им часто бывает трудно найти подходящий способ уладить возникающие противоречия. И здесь на помощь могут прийти взрослые — родители, педагоги (воспитатели, учителя). Правда, нужно иметь в виду, что каждый из конфликтующих детей хочет понимания и сочувствия, а также разрешения конфликтной ситуации в свою пользу. И взрослый оказывается в сложном положении, особенно есть он родитель, а конфликт возник между двумя его детьми. Поэтому оптимальной позицией любого взрослого, пытающегося помочь детям разрешить возникший между ними конфликт, будет нейтральная позиция.

Хочу предложить вашему вниманию технологию разрешения конфликтов, которая называется «медиация» («посредничество»). Взрослый выступает в качестве медиатора, посредника, нейтральной третьей стороны между спорящими детьми. Медиатор организует процесс разрешения конфликта так, чтобы обе стороны были вовлечены в процесс абсолютно добровольно и проявили творческие способности в поиске такого решения их спора, которое удовлетворило бы обе стороны и открыло возможности для их дальнейшего мирного сосуществования. Этим медиация отличается от суда, который выявляет виновных и выносит приговор.

Технология медиации сравнительно недавно стала использоваться в нашей стране, однако уже заслужила популярность и доказала свою эффективность. Благодаря этому был даже принят Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 N 193-ФЗ, который регулярно совершенствуется. В школах начали создаваться использующие эту технологию «службы примирения» (http://www.школьные-службы-примирения.рф/) . Московский Центр медиации и права (http://www.mediacia.com/what.htm) перечисляет области применения этой технологии:

  • коммерческие споры;
  • меж- и внутрикорпоративные споры;
  • споры в банковской и страховой сфере;
  • сопровождение проектов, реализация которых затрагивает множество сторон;
  • конфликты на работе;
  • семейные споры;
  • споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью;
  • медиация в образовании;
  • межкультурные конфликты, и многое другое.

Конечно, нас будет интересовать, прежде всего, применение медиации в образовании, в частности для урегулирования конфликтов между детьми.

Если понаблюдать за результатами разрешения любых конфликтов, можно увидеть, что они сводятся к одному из четырех вариантов:

  1. Оба участника конфликта проиграли, то есть никто не получил того, что хотел.
  2. Один из участников конфликта выиграл, отстоял свои интересы, а другой проиграл.
  3. Обоим участникам конфликта пришлось поступиться частью своих интересов, чтобы выиграть хотя бы частично. Такой исход называют компромиссом.
  4. Наконец, вариант, когда выигрывают оба участника.

Использование технологии медиации, как правило, позволяет разрешить конфликт конструктивно, то есть добиться четвертого или, в крайнем случае, третьего варианта, описанных выше. Причем, конструктивного результата удается добиться, даже если конфликтующие стороны зашли в тупик и не могут продвинуться в одиночку, или если даже они не разговаривают друг с другом.

В своей книге «Медиация. Посредничество в конфликтах» (Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. - Калуга: «Духовное познание», 2004) Христоф Бесемер перечисляет важнейшие шаги технологии медиации:

1. Предварительная фаза (усадить стороны конфликта за один стол)

2. Медиативная беседа

2.1. Введение

2.2. Видение отдельных сторон (участников) конфликта

2.3. Прояснение конфликта: скрытые чувства, интересы, причины

2.4. Решение проблемы: сбор и разработка возможностей решения

2.5. Договоренность

3. Фаза реализации (проверка и, в случае необходимости, корректировка договоренности)

Специалисты Московского института повышения квалификации работников образования (сейчас он называется «Московский институт открытого образования»), на основе технологии медиации разработали конкретную методику посредничества взрослых в разрешении детских конфликтов. Её можно использовать в работе с детьми школьного возраста (начиная с начальных классов) и даже со взрослыми (например, если конфликт возник между педагогами).

Введение и основные условия

1) Представьтесь.

2) Спросите у обоих ссорящихся, хотят ли они решить свою проблему и примут ли для этого Вашу помощь (помощь посредника, медиатора).

3) Объясните и добейтесь подтверждения, что каждое из предварительных условий принимается:

а) не перебивать,

б) не обижать другого своими высказываниями,

в) быть искренним,

г) сознательно стремиться к разрешению конфликта,

д) вначале обращаться к Вам (к медиатору), а не друг к другу.

Определение проблемы

4) Вы (медиатор) решаете, кто из конфликтующих будет говорить первым.

5) Спросите у № 1 (первого участника конфликта): «Что случилось?». Затем сделайте резюме, отметив лишь факты (убрав конфликтную лексику, без эмоций). Снова спросите у № 1 — Что он(а) думает по этому поводу? Почему вообще происходит такое?

6) Спросите у № 2 (второго участника конфликта): «Что случилось?». Дайте резюме, отметив лишь факты. Вновь спросите у № 2 — Что он(а) думает по этому поводу? Почему вообще происходит такое?

7) Задайте дополнительные вопросы, которые помогут Вам точнее понять проблему (например, «как долго?», «как часто?», «когда?» и т. п., но не «почему?», чтобы не становиться на путь расследований).

Поиски решения (нахождение решения)

8) Спросите № 1: Что он (она) может сделать, чтобы разрешить проблему?

9) Спросите № 2: «Ты согласен (согласна)?»

10) Спросите № 2: Что он (она) может сделать, чтобы разрешить проблему?

11) Спросите № 1: «Ты согласен (согласна)?»

12) Спросите обоих ссорящихся, что они будут делать по-другому в будущем, если возникнет та же проблема.

13) Помогите конфликтующим добиться решения, приемлемого для обоих.

Завершение процесса

14) Попросите участников сказать своим друзьям, что конфликт разрешен и они помирились, чтобы предотвратить распространение слухов, сплетен.

15) Поздравьте их с примирением, поблагодарите за трудную работу.

16) Проведите (самостоятельно, без участия конфликтовавших) краткий анализ процесса разрешения данного конфликта:

а) почему проблема не была решена ссорящимися без Вашей помощи (помощи медиатора)?

б) какие положительные и отрицательные моменты были в процессе разрешения конфликта?

в) какой положительный опыт Вы извлекли из данного случая для своей будущей посреднической деятельности? и т. п.

Помните:

  • Урегулирование конфликта — это не расследование вины (то есть не поиски того, «кто виноват»), а решение проблемы.
  • Проблемы должны решаться на том уровне, который соответствует участникам (в том числе их возрастному и интеллектуальному уровню), и там, где они (проблемы) возникают, а также только теми, кто их создает.
  • Посредник (медиатор) — это «нейтральное лицо», не принимающее чью-либо сторону и не решающее за конфликтующих их проблему, он лишь организует их собственные усилия по решению проблемы (не подчеркивая при этом свою роль помощника).
  • Чем уже будет сформулирована проблема, тем легче ее решить.
  • По частям («шаг за шагом») можно решить любую проблему.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 0