«Незнайка в…» море информации, или с чего начинается анализ

В предыдущей теме мы провели серьезную работу над ошибками в одной из сложнейших областей управления — в осуществляемой нами аналитической деятельности. И пройдя путь в обратном направлении от результата к ее началу, мы находили свои ошибки в каждом смысловом компоненте аналитической деятельности [1].

изображение

Мы убедились в том, что привычно проводимый нами анализ в ОО не «добирается» до решения задач, а выход на постановку и решение задач затруднен отсутствием проецирования ситуации в будущее. Это, в свою очередь, связано с препятствиями в синтезе, который отвечает за понимание причин и факторов, приведших к выявленному положению дел и состоянию объекта. А трудности понимания, как выяснилось, являются следствием недостатка знаний…

изображениеВот так мы и сталкиваемся с одним из самых сложных парадоксов аналитической, а значит и всей управленческой деятельности. Информация об объекте есть, и она растет как снежный ком, а знаний о положении дел и состоянии объекта управления нет. Или точнее, имеющихся у нас знаний недостаточно для понимания, прояснения и осмысливания того, почему именно такое положение дел и состояние объекта мы имеем, и что нам необходимо делать.

А это означает, что при всей правильно проведенной работе над своими ошибками и понимании значимости всех элементов аналитической деятельности, мы не можем осуществить правильный анализ. Не можем и не сможем, поскольку пробелы незнания, скрывающиеся в самом начале, тянут за собой нашу аналитику в пропасть нерезультативности и неэффективности.

smile

«Я же не виноват, что так вышло, — оправдывался Незнайка, вертясь на постели с боку на бок. — Я не знал, что все так плохо получится».

«А почему не знал? Ты должен был знать. Почему я все знаю?» — твердила совесть.
«Ну, то — ты, а то — я. Будто не знаешь, что я — незнайка!»

Из книги Н. Н. Носова «Незнайка в солнечном городе»

Вот и мы, как Незнайки, не знаем, почему же у нас так получается, что информации у нас — море, а плавать в этом море, и тем более вести свои корабли правильным курсом и управлять своей командой благодаря знаниям, получаемым на основе этой информации, мы затрудняемся.

изображение

И причинами того, что мы не обладаем знаниями о положении дел и состоянии объекта управления, являются и наше незнание того, что же нам делать с имеющейся у нас все возрастающей массой информации, и наше неумение извлекать знания из этого информационного массива.

изображение

И чтобы сдвинуться с «мертвой точки» незнания, давайте рассуждать и прояснять для себя важный для аналитической деятельности вопрос: как же нам сделать так, чтобы информация (голые факты, унылая статистика, сведения без ве́дения, о чем они и для чего) превращалась в наши действенные знания о положении дел в объекте управления? Как добиться того, чтобы информация становилась нужным и необходимым ресурсом наших аналитических знаний?

изображение
изображение

Огромные хранилища сведений и информации (банки данных, энциклопедии) — это только незадействованные запасы «сырья» для знаний. Только скоординированные человеком действия, такие как процесс увязки этих компонентов в логически последовательные модели, оборачивающийся успехом в достижении целей и решении задач, квалифицируется как знание [2].

Милан Зелены (Milan Zeleny)

изображение
изображение

Ну что ж, если мы уже начали рассуждение в привычном для нас подходе, то давайте посмотрим, что получается на практике. На самом деле, ведь нас именно так и учили, что для анализа, в первую очередь, нужна необходимая информация. Вот мы и устремляется на ее получение, добывание, накопление, хранение…
И если объектом анализа является вся образовательная организация (возьмём ситуацию по максимуму!), то в результате интенсивной добычи «полезных ископаемых» (накопанных и накопленных данных об ОО) имеем вот такую картину.

изображение

?Знакомы вам ощущения недоумения, когда в очередной раз, отсылая сведения о деятельности ОО в вышестоящие инстанции, вы не понимаете, что они там, «наверху», с этой информацией делают, учитывая, что образовательных организаций, неукоснительно выполняющих требования о предоставлении сведений, сотни и тысячи?

А если мы спустимся по иерархическим ступеням вниз, то увидим, что такое же состояние возникает и у наших коллег в ОО. Недоумевают педагоги, регулярно поставляющие администрации очередные данные об успеваемости, отчеты о проделанной работе, сведения обо всем, что связано с образовательным и педагогическим процессом. Недоумевают и иные работники, ведающие статистикой в делопроизводстве, финансах и материально-техническом обеспечении, которые с циклограммной четкостью поставляют администрации ОО необходимые сведения.

В общем, недостатка в информации нет. Зато есть острейший дефицит знаний.

И это неправильно, поскольку мы, руководители, чаще всего и «пробуксовываем» там, где необходимо добиваться результативности и эффективности. И нам необходимо учиться (воспользуемся «формулой» Питера Друкера [3]) на основе имеющейся информации уметь правильно ставить правильные задачи, и решать их правильно.

изображение

Не в отсутствии ли этого умения заключается первый назидательный урок неэффективности управления, который мы ежедневно получаем от своего управляемого детища?

изображение
изображение

Даже на интуитивном уровне достаточно очевидно, что знания не являются и не могут быть тем же, что информация, и даже ее формой. Ими нельзя управлять так же, как информацией, они по-другому применяются, и будут сопротивляться любым методологическим трансформациям упрощения или рационализации информационных систем в «системы знаний». Обладание информацией неравнозначно обладанию знаниям: далеко не каждый коллекционер кулинарных рецептов является хорошим поваром.
… Я обладаю знаниями о том, как выпекать хлеб, только в том случае, если я могу его испечь. Если же у меня есть только его ингредиенты и рецепт — я обладаю информацией, исходными сведениями для знания [2].

Милан Зелены (Milan Zeleny)

Вот мы и вернулись к тому вопросу, с которого начали обсуждение темы. Так что теоретически правильный подход о том, что для анализа необходима информация, пока не дал нам ясных установок к действиям. Что же делать?

изображение

Здравая мысль, поскольку анализировать мы можем именно подготовленную для анализа информацию, для чего овладеваем методами статистической обработки информации.

pen

Статистические методы используются комплексно (системно). Это обусловлено сложностью процесса …статистического исследования, состоящего из трех основных стадий:

  • сбор первичной статистической информации;
  • статистическая сводка и обработка первичной информации;
  • обобщение и интерпретация статистической информации [4].

изображениеИ несмотря на то, что именно на сбор первичной информации приходится около 70% всех затрат на проведение исследований [5], нам необходимо обратить внимание на те этапы работы, благодаря которым «месиво» получаемой информации превращается в массивы обработанной и структурированной информации.
И для этого мы осуществляем различные сводки, группировки и обобщение имеющихся у нас данных о деятельности объекта управления.

изображение

Сводка — это особая стадия статистического исследования, в ходе которой систематизируется первичные материалы статистического наблюдения.

Проведение сводки включаются 3 этапа:

— предварительный контроль. Он включает в себя логическую проверку данных, то есть смысловую согласованность сведений и исключения не логических данных, а так же арифметических ошибок.
— группировка данных. Проводится в соответствии с программной сводки для того чтобы впоследствии представить полученную информацию в доступном виде.
— представление результатов сводки в виде статистических таблиц удобной информации. Группировкой называется распределение единиц изучаемого объекта на однородные типичные группы по существенным для них признакам.

По сути, группировка лежит в основе всей дальнейшей работы с собранной информацией. На основе группировки рассчитываются сводные, обобщающие показатели по группам, правильно отражающие действительность, появляется возможность их сравнения, анализа причин различий между группами, изучения взаимосвязей между признаками. Поэтому статистическая группировка является основой научной сводки. Если рассчитать сводные показатели только в целом по совокупности, то невозможно уловить ее структуры, роли отдельных групп, их специфики [6].

В. В. Казакова

Осуществление этих многосложных операций с информацией нам необходимо для того, чтобы получить обработанную информацию, необходимую для анализа.

smile

Малышки быстро принесли верёвку. Незнайка взял её и принялся вертеть в руках. Он не знал, как обращаться с верёвкой, и с недоумением смотрел на неё.

Потом он сделал вид, будто до чего-то додумался, протянул верёвку Винтику и сказал:
— Ну-ка, действуй.

Николай Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Вот и мы порой, делая вид, что знаем и понимаем, для чего нам необходим статистический инструментарий, поступаем подобно Незнайке, подвергнув имеющуюся у нас информацию сводкам и группировкам (например, типологической группировке по видам и направлениями деятельности объекта управления, которые выделяли ранее [7]).

изображение

Казалось бы, мы поступаем четко и правильно, поскольку, осуществляя сводки и группировки по видам деятельности ОО, получаем обработанную и сформированную по тематической направленности информацию об объекте управления.

изображение

И получая такой результат, чаще всего, именно его и рассматриваем как структурированную информацию, предназначенную для анализа. Но так ли это?

?Знакома ли вам ситуация, когда информация по тем или иным видам деятельности «оседает» в кабинетах наших заместителей и должностных лиц, отвечающих за тот или иной блок работы ОО?

изображениеС одной стороны, это правильно, поскольку выполнение ими функциональных обязанностей связано со сбором тематической информации по вверенному им участку или направлению деятельности ОО.
С другой стороны, в управлении многих образовательных организаций создается ситуация, при которой эта тематическая информация так и не выходит за пределы участков работы ОО, связанных с определенными направлениями деятельности.

smile

Там царь Кащей над златом чахнет…

А. С. Пушкин. Руслан и Людмила

Поэтому чаще всего, картина тематической группировки информации в образовательной организации как объекте управления складывается именно так, представляя собой совокупность изолированных и закрытых друг от друга сводов информации по различным направлениям деятельности ОО.

изображение

В такой ли информации нуждается анализ деятельности объекта управления?

изображение

Правильная мысль, вот только реализуется она в нашей управленческой практике не так, как нужно и требуется. И чаще всего мы понимаем под требованием открытости и взаимосвязанности информации «нечто», что «как-то само собой» организуется и связывается.

изображение
изображение

Вот и получается, что группируя информацию, как того требует теория, на практике мы либо имеем обособленную информацию по различным направлениям деятельности ОО, либо, пытаясь установить взаимосвязи между ними, порой еще больше запутываемся в информационных потоках. И потому, так и не наведя надлежащего порядка и не достигая готовности информации к анализу, мы не ощущаем себя подготовленными к проведению анализа.

изображение

Именно так! Поэтому нам следует обратиться к теории, чтобы выяснить важные вопросы о том, какие задачи мы перед собой ставим, осуществляя группировку информации, и какие виды группировок будут более эффективными для анализа объекта управления.

изображение

Важнейшим статистическим методом обобщения данных являются статистические группировки.

Три основных типа задач, решаемых с помощью метода статистической группировки:

1) выделение социально-экономических типов явлений;
2) изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в явлении;
3) выявление взаимосвязей и взаимозависимостей между явлениями и признаками, характеризующими эти явления.

Различают следующие виды статистических группировок:
1) типологические; 2) структурные; 3) аналитические. [8]

И. В. Бурханова

Каким же видом группировок информации нам следует воспользоваться?

изображение

В процессе проведения… анализа, как правило, применяются два основных вида группировок: структурные и аналитические.

Структурные группировки используются с целью исследования состава и структуры совокупности данных, а также с целью изучения тех изменений в этой совокупности, которые имеют место в соответствии с выбранным изменяющимся признаком.

Аналитические же группировки используются для исследования взаимных связей, существующих между показателями, характеризующими рассматриваемую совокупность данных. В этих условиях один из показателей является обобщающим, результативным, а другие показатели рассматриваются как факторы, влияющие на обобщающий показатель [9].

Э. С. Шаяхметов

Сосредоточив свое внимание именно на аналитических группировках, мы окажем не только себе, но и предстоящему анализу большую помощь, поскольку этот этап работы с информацией обеспечит нас важнейшими ресурсами получения знаний.

изображение

Аналитическая группировка — это группировка, выявляющая взаимосвязи и взаимозависимости между изучаемыми социально-экономическими явлениями и признаками, их характеризующими.
Все признаки в статистической науке можно подразделять на факторные и результативные.
Признаки, которые оказывают большое влияние на изменение результативных признаков, называют факторными.
Признаки, изменяющиеся под влиянием факторных признаков, называют результативными [10].

И. В. Бурханова

изображение

Конечно, можно и нужно не только приближать теорию, но и применять ее в нашей практике управления ОО! И для этого, прежде всего, определимся с тем, что мы будем понимать под результативными признаками.

изображение

Для нас не секрет, что результаты мы должны связывать с достижением цели. Именно цель задает образ результата, которого мы хотим достичь. И результат мы признаем достигнутым, если он соответствует установленным параметрам, показателям, т. е. видим в нем «признаки» достижения цели.
Но это только одна сторона результата, и она связана с постановкой цели и оценкой результативности как степени достижения цели. Однако, есть еще и другая сторона «луны», и она, как правило, остается для нас невидимой до тех пор, пока мы не сталкиваемся с трудностями целедостижения. О чем же идет речь?

smile

Чисто писано в бумаге, да забыли про овраги, как по ним ходить [11].

Л. Н. Толстой

Именно эти «овраги» чаще всего и становятся большими и малыми препятствиями на пути достижения цели. Именно они оказывают влияние на процесс целедостижения. Но называем мы их не «оврагами», а факторами.

pen

Фактор (лат. factor — делатель, творец чего-нибудь) — движущая сила, причина какого-нибудь процесса, обусловливающая его или определяющая его характер. [12]

Факторы — условия, причины, параметры, показатели, оказывающие влияние, воздействие на экономический процесс и результат этого процесса. Например, к факторам, влияющим на производительность труда, относят уровень оплаты труда, организацию труда, профессиональную подготовку работников, техническое совершенство орудий труда [13].

Но справедливости ради отметим, что факторы могут быть не только препятствующими достижению целей, но и помогающими им. И эти факторы «живут» не только в самой образовательной организации (внутренние факторы), но и «приходят» к нам в ОО из внешней среды, оказывая положительное или отрицательное воздействие на достижение целей.

В любом случае, мы имеем ту самую другую сторону «луны», видение которой для нас, управленцев, становится важнейшим условием аналитической компетентности.

изображение

И в процессе анализа, познания и узнавания нами реального положения дел и состояния объекта на основе имеющейся информации, нам необходимо добывать знания не только о результатах достижения, но и о факторах как условиях и причинах, влияющих и воздействующих на достигнутые результаты.

изображение

Тогда наша «знаниевая картина» о положении дел и состоянии объекта из серой массы перечисляемых фактов и унылой статистики показателей становится многомерной и красочной, включающей все оттенки признаков влияния факторов на достижение результатов.

smile

После того как никто не захотел слушать Незнайкину музыку, он решил сделаться художником. …

Тюбик был вовсе не жадный, он подарил Незнайке свои старые краски и кисточку. В это время к Незнайке пришел его друг, Гунька. … и Незнайка принялся его рисовать. Ему хотелось изобразить Гуньку покрасивее, вот он и нарисовал ему красный нос, зеленые уши, синие губы и оранжевые глаза.

Н. Носов. Приключения незнайки и его друзей

Вот и мы как Незнайка, не поскупимся на краски, и создадим портрет объекта управления, в котором выделим результативные и факторные признаки.

изображение

И наполняя информацией такую таблицу в ее результативной и факторной части, мы окажем себе большую помощь в последующем анализе. Подобная группировка имеющихся у нас данных (а в случае необходимости, и дополнительных сведений) сама по себе будет подсказывать нам решения аналитических задач в объяснении тех или иных результатов.

Благодаря этому действию с информацией мы сможем увидеть не только единичные причины (или традиционно «знаемые», такие, например, как недостаток финансов и материально-технической базы), а весь спектр положительных и отрицательных условий, воздействующих на результат.

Однако, несмотря на осуществление этой важной работы с информацией, мы все же продолжаем задаваться тем же вопросом: а что делать дальше? И этот вопрос неотступно «мучает» нас, поскольку даже наличие правильно сгруппированной для анализа информации все равно не раскрывает перед нами всей полноты и глубины знаний о том, как функционирует наш объект управления.

изображение
изображение

Браво! Светлая мысль! Нам не нужна информация ради информации. Мы нуждаемся в информации как ресурсе, обеспечивающем действенные знания, т. е. знания, благодаря которым мы будем знать, как действовать дальше.

изображение

Что имеется в виду, когда говорят, что человек знает или владеет знаниями? Подразумевается, что он способен к координированным действиям с целью достижения определенных целей или решения задач. Координированные действия — это проверка владения знаниями. Знания без действия становятся просто информацией или сведениями [2].

Милан Зелены

Значит, теперь наш поисковый взгляд устремляется на вопросы о том, какие это должны быть знания, знания о чем, и главное, для чего они нам нужны.

изображение
изображение
изображение

?Знакомы вам ощущения обиды и разочарования, когда мы видим свою школу, детский сад, дом творчества и т. д. в конце очередного списка рейтингов, составленных на основе информации, предоставленных образовательными организациями?

Конечно, подбадриваете себя вы, мы не лучшие, но и не худшие, потому что…

И далее следует доказательная база аргументов, которую вы могли бы предоставить, если бы… Если бы что?…

изображениеЕсли бы это был именно анализ, а не просто первичная статистическая обработка поступивших данных. И в процессе такого анализа, обладая знаниями о положении дел, а не «голыми фактами=цифрами», вы бы смогли доказать, что за достигнутыми процентами, пусть пока еще и не столь высокими, скрываются серьезные причины и факторы, которые вам известны, и над изменением которых в позитивном направлении работает наш педагогических коллектив. И доказательство свое смогли бы подтвердить сравнительными данными, указывающими на положительную динамику.

Если бы это был анализ, который дает знание, то за ним бы шел синтез, обеспечивающий понимание. Но, к сожалению, чаще всего, ни до понимания и ни до анализа дело так и не доходит, и все ограничивается лишь констатацией фактов.

Но все это мы четко понимаем и осознаем, когда речь идет об аналитических ошибках там, «наверху», поскольку реально видим их результат «на собственной шкуре».

изображениеНо законы иерархии работают на всех уровнях, поэтому ровно такая ошибочная неаналитическая, а лишь констатирующая картина проявляется и в наших образовательных организациях, где администрация не видит различий между информацией и знаниями, на основе которых она должна принимать правильные управленческие решения.

Так что от имеющейся информации об объекте управления до знания о реальном положении дел нем и о его состоянии пролегает «дистанция огромного размера», в преодолении которой и заключается смысл познавания и узнавания секретов аналитики.

И столкнувшись в управленческой практике с наличием этой «дистанции», отделяющей информацию от знания, мы теперь можем еще и еще раз убедиться… в необходимости введения ФГОС в практику системы общего образования.

изображение

Да, многим из нас может показаться странным такой переход в наших рассуждениях. Однако, если вдуматься, то мы увидим удивительные параллели. И, если бы тому, что заложено сейчас в стандартах нового поколения нас, нынешних руководителей, обучали бы еще со школьной скамьи, то, возможно, не пришлось бы нам сейчас «буксовать в этих местах» аналитической деятельности, задаваясь вопросом: как же информация превращается в знания?

Поэтому совсем не удивительно, что точно такой же вопрос, который задали себе, погружаясь в тайны аналитической деятельности в управлении образовательной организацией, мы видим, обратившись к материалам сайта «Уникум» [14], где в виртуальном пространстве увлеченно взаимодействуют члены педагогического клуба «Освоение ФГОС: от теории к действиям».

изображение

Случайно ли такое совпадение интересов педагогов и управленцев? Конечно же, нет, поскольку речь идет об универсальном процессе познания, в результате которого происходит порождение знаний.

Поскольку ФГОС «широкой поступью шагают по стране», то вряд ли есть необходимость детального погружения в эти важнейшие вопросы преобразования образовательной деятельности в ОО. Но, тем не менее, напомним себе виды универсальных учебных действий.

изображение

И хотя мы уже проводили аналогии между ФГОС и универсальными управленческими компетенциями [15], но все же еще раз обратим на эту взаимосвязь свое пристальное внимание. И теперь, в контексте нашего разговора об аналитической деятельности, сосредоточимся на познавательных действиях.

Ведь именно благодаря осуществлению этих действий предоставляется возможность добывать столь нужные нам знания о положении дел и состоянии объекта управления из огромного массива информации, которым мы обладаем в образовательной организации.

изображение
изображение

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; …;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-
символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера [16].

изображение

Такое цитирование представления всего спектра познавательных универсальных действий нам необходимо не только для того, чтобы освежить в памяти то, что «уже проходили», читали и не раз перепечатывали в материалах образовательных программ ОО.

Главное, чтобы этот значительный перечень из «только знаемого» набора предложений преобразовывался в «реально действующий», нужный и необходимый нам, управленцам, инструментарий аналитической практики.
И для этого начать мы должны…

изображение

Именно так! Действие, с которого начинается перечень общеучебных действий — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, становится важнейшим в аналитической деятельности.

изображение

Казалось бы, такое знакомое каждому управленцу действие — постановка цели — опять, и уж в который раз, ставит нас в тупик. А тут еще не «просто» цель, а именно познавательная…

изображение

Браво! Вот какие мы все-таки молодцы, что делая работу над ошибками [1], не только запомнили важную теоретическую позицию, но и сумели ее сейчас применить!

изображение

И подключив в наши рассуждения уже известную нам «формулу» целеполагания, согласно которой цель = глагол действия достижения + образ результата, которого мы хотим достичь [17], мы получаем важный ориентир целеполагания: определить и выяснить для себя, какие знания об объекте управления мы хотим получить из имеющейся у нас информации.

изображение
изображение

На самом деле, многим коллегам может показаться, что у нас получается какой-то замкнутый круг, поскольку знания мы можем получить, если проанализируем информацию. А для того, чтобы ее результативно проанализировать, мы должны поставить цель, определив заранее, какие знания мы хотим получить…

изображение
изображение

И поскольку мы столкнулись с серьезными познавательными затруднениями, то давайте попытаемся их преодолеть. И для этого сначала обратимся к своему управленческому аналитическому опыту, высвечивая в нем основные познавательные действия, которые осуществляем в ходе анализа.

изображение

И теперь, представив этот пусть и не полный, но зато хорошо нам знакомый перечень познавательных действий, зададимся вопросом: для чего мы осуществляем сравнение, рефлексию, выявляем и формулируем проблемы, моделируем ситуацию, делаем обобщения и т. д.?

Ответ очевиден: мы это делаем для того, чтобы обрести новые знания об анализируемом нами объекте. И выбор тех или иных познавательных действий зависит от наших целевых установок, от того, какие знания мы нацеливаемся получить, чтобы описать положение дел и состояние объекта управления.

И именно целевые ориентиры на необходимые нам знания, которые мы хотим получить в результате, и будут, в конечном счете, определять, какой анализ нам надлежит осуществлять, выбирая из его различных видов [18] тот, который будет в большей степени соответствовать поставленным познавательным целям.

изображение

И вот теперь, когда у нас прояснены смыслы аналитической деятельности и имеются целевые познавательные ориентиры, мы можем достроить, а точнее, дополнить и наполнить содержанием все уровни «методологической лесенки» системно-деятельностного подхода, с позиций которого мы исследуем аналитическую деятельность.

Напомним, что мы начинали с решения, говоря словами А. Н. Леонтьева, «задачи на смысл» аналитической деятельности. А теперь, спускаясь на следующий интенционально-целевой уровень, мы должны выйти на решение сложных задач целеполагания аналитической деятельности, ведущими целями которой являются именно познавательные цели.

изображение

Разбираясь в сложных вопросах общей смысловой направленности аналитической деятельности, мы выяснили, что сведе́ние ее только лишь к анализу (в чем повинен наш устоявшийся управленческий лексикон), лишает нас понимания важных смысловых элементов этой деятельности как системы. Утрачивая синтез и проектирование, мы теряем связь времен и устремленность аналитики на решение предстоящих задач.

Зато теперь, когда речь идет о ведущих целях аналитической деятельности, мы близки к разгадке «тайны ее имени».

Цель является системообразующим фактором. И поскольку именно анализ «отвечает» в этой системе за знания, а с него и начинается аналитическая деятельность, и именно от направленности анализа зависят познавательные цели, то и название «аналитическая» эта деятельность обрела в соответствии со своей устремленностью к целям познания, обретения новых знаний.

pen

Наблюдай. Анализируй. Смотри. …
Впитай все, что получишь, и преврати это в знания [19].

Асано Ацуко. Шестая Зона

И теперь, когда мы понимаем смыслы и целевую устремленность аналитической деятельности, мы сможем, спускаясь вниз по «методологической лесенке», видеть важные взаимосвязи целей, технологий и ресурсов.

изображение

Воспользуемся этой «лесенкой» и применим к ней известные нам в практике управления образовательными организациями виды и технологии анализа.

Если познавательной целью является сравнение состояния анализируемого объекта за различные периоды, то мы берем на вооружение технологии сравнительного анализа. Основным ресурсом для реализации этой технологии будет информация о состояниях анализируемого объекта в выбранные для сравнения временные периоды.

изображение

Если целью проведения анализа является установление причинно-следственных связей в нынешнем положении дел и ситуации, сложившейся в объекте управления, то оптимальными технологиями, отвечающими на такой целевой запрос, будут технологии причинно-следственного анализа (ПСА) [20].

И для их реализации необходимы информационные ресурсы, включающие данные о положении дел, результативности и эффективности объекта управления; данные об условиях, в которых функционирует объект; данные о его ресурсной оснащенности; и т. д. Иными словами, именно в этом анализе ресурсом становится информация о результативных и факторных признаках объекта.

изображение

Если мы ставим перед собой цель выявить потенциальные риски, с которыми может столкнуться анализируемый объект управления, то должны применять технологии риск-ориентированного анализа, в ресурсном оснащении которого нам необходимо иметь не только информацию о нынешнем положении дел и состоянии объекта, но и данные прогнозов о потенциально возможных вариантах развития сложившейся ситуации.

изображение

Если же мы хотим знать не только о подстерегающих рисках, но и наряду с негативными факторами намерены выделить позитивный потенциал анализируемого объекта, то «палочкой-выручалочкой» для нас становится технология SWOT-анализа, название которого представляет собой аббревиатуру первых букв английских слов: Strengths — Преимущества (сильные стороны); Weaknesses — Недостатки (слабые стороны); Opportunities — Возможности; Threats — опасность (угрозы). И для проведения такого анализа нам понадобится разносторонняя актуальная и прогнозная информация о положении дел и состоянии объекта, информация о реальных условиях его функционирования и прогнозы, предусматривающие изменения в ресурсной оснащенности объекта, и т. д.

изображение

Рассматривая представленные примеры и выделяя познавательные цели и соответствующие им технологии, мы получили достаточно широкий спектр целевой направленности аналитической деятельности.

изображение

Своевременный, правильный, но очень непростой вопрос!

С одной стороны, анализ по своей сути диагностичен и направлен на выявление узких мест и проблем в объекте управления. И знания, которые мы получаем в процессе анализа, можно охарактеризовать как знание о проблемах. Поэтому будет правильным, если этот результат достижения познавательной цели мы зафиксируем именно так:

изображение

С другой стороны, понимая всю значимость аналитической деятельности, ориентированной не только на выявление проблем, но и их детальную их проработку с выходом на решение задач, направленных на уменьшение проблемного поля и искоренение существующих проблем, мы обращаемся к технологиям проблемно-ориентированного анализа.

изображение

Вопрос о проблемах, а точнее, о наших знаниях сути и причин возникновения проблем в объекте управления, а также наших умениях выявлять и формулировать проблемы и работать с ними, добиваясь их искоренения, является центральным в целевых ориентирах аналитической деятельности.

изображение

Именно поэтому мы, теперь становящиеся «знайками» в море информации, должны будем погружаться в тайны понятия «проблема» и в суть проблемно-ориентированного анализа.

pen

Проблема — знание о незнании; осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (ибо представляет теоретический и практический интерес), включающая в себя два основных момента (этапа движения познания): постановку вопросов и их решение [21].

И нам, «знайкам» опять предстоит стать «незнайками». Но сделаем мы это осознанно, поставив перед собой познавательные цели, ориентированные не только на поиск и выявление проблем в нашем объекте управления, но и поиск путей их разрешения.

А когда станем «знайками» в этом наисложнейшем виде анализа, вот тогда-то мы со знанием дела исполним хвалебную песнь — дифирамб проблемно-ориентированному анализу.

Но до этого нам еще предстоит погружение в изучение самого понятия «проблема». И обретать знания об этом нашем незнании мы будем в следующей теме нашего разговора.

Литература

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Работа над ошибками: пять плюс один вопросов «почему?» к нерадивому анализу [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://edumsko.ru/consultation/management/rabota_nad_oshibkami_pyat__plyus_odin_voprosov_pochemu_k_neradivomu_analizu
[2]. Зелены М. Знание против информации. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://www.elitarium.ru/znanie_protiv_informacii/
[3]. Друкер П. Ф. Управление, нацеленное на результаты: пер. с англ. / П. Ф. Друкер. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.
[4]. Сводка и группировка статистических данных [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://studopedia.ru/3_8916_svodka-i-gruppirovka-statisticheskih-dannih.html
[5]. Преимущества и недостатки первичной и вторичной информации/ Учебные материалы для обучающихся по специальности Менеджмент [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://managment-study.ru/preimushhestva-i-nedostatki-pervichnoj-i-vtorichnoj-informacii.html
[6]. Казакова В. В. Статистические группировки /NovaInfo. Ru — № 58–6, 2017 г., Экономические науки, С. 197–200. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://novainfo.ru/pdf/058–6.pdf1
[7]. Асмолова (Плахова) Л.М. «Берите в руки карандаш, мы начинаем»… проектирование структуры образовательной организации [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://edumsko.ru/consultation/management/berite_v_ruki_karandash_my_nachinaem_proektirovanie_struktury_obrazovatelnoj_organizacii
[8]. Бурханова И. В. Теория статистики: конспект лекций.- М.: ЭКСМО, 2007. — 128 с., С. 26.
[9]. Шаяхметов Э. С. Сводка и группировка статических данных /NovaInfo. Ru — № 59–2, 2017, Экономические науки, с. 178–183, С. 181.
[10]. Бурханова И. В. Теория статистики: конспект лекций.- М.: ЭКСМО, 2007. — 128 с., С. 27.
[11]. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги / Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003. [Электронный ресурс]- Режим доступа. —
http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/614/Гладко
[12]. Фактор/ Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935–1940. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/1074630
[13]. Факторы / Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. 1999. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/15310
[14]. «Уникум» — виртуальный педагогический клуб «Освоение ФГОС: от теории к действиям» [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://www.protema.ru/club-unikum/item/375-info-to-knowledge-who-to#close
[15]. Асмолова (Плахова) Л.М. С новым учебным годом! От «школы директора школы» — к школе обучающейся организации [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://edumsko.ru/consultation/management/s_novym_uchebnym_godom_ot_shkoly_direktora_shkoly_k_shkole_obuchayuwejsya_organizacii
[16]. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с., С. 29–30.
[17]. Асмолова (Плахова) Л. М. Процесс управления результативностью: мониторинг, анализ, целеполагание, и «все-все-все»… [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://edumsko.ru/consultation/management/process_upravleniya_rezul_tativnost_yu_monitoring_analiz_celepolaganie_i_vse-vse-vse
[18]. Курносов Ю.В., Конотопов П. Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. — Москва: Издательство «Русаки», 2004 г., -550 с., С. 30.
[19]. Цитаты из книг [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://citaty.info/book/asano-acuko-shestaya-zona?page=7
[20]. Фоменко А. Ю. Причинно-следственный анализ. Часть 1. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://izobretal.ru/techniques/prichinno-sledstvennyy-analiz-chast-1/
[21]. Проблема / Философия науки и техники: словарь [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://terme.ru/termin/problema.html

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 0