Неужели целую тему разговора надо посвящать понятию «процесс»? Ведь мы же только и делаем в ОО, что анализируем, планируем, организуем, контролируем, мониторим… процессы! И от их количества уже голова идет кругом: и образовательный, и педагогический, и управленческий, и процессы функционирования и развития, и инновационный процесс…
Будет ли толк от изучения самого понятия «процесс»? Будет, если мы не только вникнем в его суть, но и сравним «картину маслом» целеустремленного процесса с невзрачностью и зияющими пустотами вялотекущего процесса. И «почувствуем разницу», чтобы сделать правильный управленческий выбор…

Мы стоим на пороге открытия важной тайны системы, которую она тщательно скрывает от глаз тех, кто не знает законов ее поведения. Речь идет о том, что в структуре каждой системы уже заложены «процессы управления, обеспечивающие стабильный характер поведения и достижение системой результатов» (Э. Г. Юдин).
Вот только ответы на вопросы о том, что же собой представляют эти процессы, и где же находятся области их «залегания» в системе управления, нам еще предстоит «добывать» самим.
И для этого мы должны будем углубиться в смысл очередной тавтологии, поскольку речь идет о важнейших процессах управления, работающих в системе… управления.

У каждой системы управления есть свои «законы» поведения, следование которым позволит, наконец, реализовать мечту каждого руководителя ОО: достичь стабильного поведения системы управления.
Вот только «законы» эти надо сначала обнаружить, внимательно вглядываясь в структуру, затем вдумчиво написать, а потом и проанализировать. И выполнить такую задачу нам необходимо для того, чтобы видеть реальную картину исполнения этих «законов» и понять причины, из-за которых стабильное поведение системы управления не выдерживает «девятый вал» проблем, штурмующих образовательные организации.

Мы продолжаем разговор о поведении системы управления. Но на этот раз речь пойдет о том, как же поведет себя проектируемая нами система в условиях неопределенности, которые лучше всего характеризуют слова из сказки «поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Станет ли поведение системы подобно героине фильма «внезапным и противоречивым», или мы сможем обуздать «непослушание» и добиться того, чтобы управление ОО стало вдумчивым организатором перемен?

Оказывается, что системы управления, как и наши с вами ученики и воспитанники, ведут себя в разных условиях по-разному. И так же как педагоги разгадывают тайны поведения детей, так и мы, управленцы, должны знать особенности поведения «нашего детища» — системы управления ОО, которую спроектировали и воплощаем в деятельности образовательной организации. Работая в условиях функционирования и развития, а может быть и становления, и реорганизации, и вывода ОО из кризиса, системы управления ведут себя различно, а вот, как и почему? — с этим мы и будем разбираться.