Продолжим петь дифирамб проблемно-ориентированному анализу

Мы продолжаем разговор о проблемно-ориентированном анализе, отмечая и выделяя важные для нашей практики позиции, благодаря которым данная технология является одной из самых эффективных в управленческой аналитике образовательных организаций.

В прошлый раз мы, осуществив целеполагание и представив подходы к началу определения критериев оценки анализа [1], наметили основные вехи знакомства с проблемно-ориентированным анализом.
И теперь нам предстоит, ориентируясь на поставленную цель, сконцентрировать внимание на задачах каждого из этапов.

изображение

Поэтому, не откладывая в долгий ящик, сосредоточимся в этом разговоре на 1 этапе, который мы условно обозначили как «этап проблем». Какие же задачи нам предстоит здесь решать?

изображение
изображение
изображение

Спору нет, что задача выявления проблем в объекте управления является важной. Но для проблемно-ориентированного анализа принципиальным является именно подход к их выявлению.

изображениеНапомним, что в предыдущем разговоре мы в своем дифирамбе уже отмечали эту особенность, «воспевая» данный вид анализа за то, что, ориентируясь на проблемы, он изначально исходит из понимания проблемы как противоречия, знание о котором и устранение которого и является важнейшей целевой установкой аналитической деятельности. Иными словами, осуществляя этот анализ, мы учимся «зрить в корень», выделяя сущность проблемы [2].

Эту важную черту проблемно-ориентированного анализа мы смогли отразить в цели, которую собираемся достичь. Поэтому размышляя над постановкой задач 1 этапа, обратимся к целевым ориентирам.

изображениеИменно благодаря правильной формулировке цели мы сможем поставить правильные задачи, сосредоточив свое внимание, в первую очередь, на необходимости выявления противоречий в анализируемом нами объекте.

А представив это противоречие как корень проблемы, нам надлежит справиться с не менее сложной задачей, которая требует от нас четких формулировок проблем как несоответствия между идеальным и реальным, требуемым и достигнутым, необходимым и имеющимся, и т. д. [2] состояниями объекта анализа.

изображение

изображениеИ поставив перед собой такие задачи, мы вновь поем дифирамб проблемно-ориентированному анализу, который заставляет нас (а именно такой глагол мы нарочито здесь употребим) учиться правильно формулировать проблемы, добиваясь того, чтобы мы проникали в смысл противоречия, докапывались до сути несоответствия в любой проблеме, которую мы выявляем.

smile

Почти по Л. Пастернаку:

Во всем мне хочется дойти
До самой сути:
В проблеме, в поисках пути,
противоречий смуте

До сущности несоответствий в ней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Поэтому ставя задачу выявления противоречий, мы должны будем не только обнаружить противоречие, которое является корнем проблемы, но и четко ее сформулировать как несоответствие, расхождение между тем, что должно быть, и тем, что есть.
И оттачивая мастерство в формулировках проблемы, мы будем видеть ориентиры нашего целеустремленного состояния на устранение проблемы.

изображение

Проблема — это особый тип целеустремленного состояния.
Проблема: целеустремленное состояние, которым не удовлетворен целеустремленный индивид и в котором он испытывает сомнения относительно того, какой из доступных способов действия изменит данное состояние на удовлетворительное [3].

Р. Акофф, Ф. Эмери

pen

Идеальных формулировок и «правильных» подходов к формулировкам, видимо, не
существует. Но, попробовав сформулировать проблему по-разному, мы получаем варианты и шанс найти более эффективное решение [4].

Сергей Филин

Однако только ли этими двумя задачами — выявление противоречий и формулирование проблемы как несоответствия между желаемым и реальным состоянием объекта — ограничится направленность наших аналитических действий на I этапе?

?Знакома ли вам ситуация «месива проблем», с которой мы сталкиваемся в процессе проведения анализа? Казалось бы, мы правильно же поступаем, если пытаемся выявить все, или хотя бы значимое большинство проблем в анализируемом объекте! Но к какому итогу мы приходим?

изображение

Не в этом ли заключаются наши аналитические промахи, поскольку из «месива проблем» мы можем создавать лишь «месиво» непонятных в решении задач?

И если такое происходит в нашей практике, то это означает, что выявлением противоречий и формулированием проблем не может и не должна ограничиваться направленность задач I этапа.

изображение И понимая это, мы выделяем еще одну особенность проблемно-ориентированного анализа.

Продолжая петь дифирамб, обратимся в своей хвалебной песне к важной позиции, связанной с тем, что аналитический разбор проблем на I этапе направленно «работает» на успешность следующих этапов и достижение цели анализа.

И если в качестве результата заявлена целенаправленная система действий, реализация которых позволит устранить выявленные в объекте проблемы, то должна быть решена еще одна важная аналитическая задача.
Но прежде, чем мы ее определим, давайте посмотрим на важную взаимосвязь между I и II этапами.

изображение

На II этапе нам предстоит разработать систему задач, реализация которых позволит образовательной организации справиться с выявленными проблемами. И «заслугой» проблемно-ориентированного анализа является минимизация рисков перехода «месива проблем» в «месиво задач», для чего в данной технологии предложено еще одно важное аналитическое действие, которое должно быть выполнено на первом этапе исследования проблем.

Речь идет о многотрудном и сложном погружении в мир взаимосвязей и взаимозависимостей внутри «клубка» выявленных проблем, распутывать которые мы сможем, осуществив их структуризацию.

изображение
изображение

Структуризация проблемного поля позволяет выделить среди всего перечня проблем значимые (корневые и узловые, которые являются причиной возникновения других) и те, которые решаются… при решении других проблем… (результирующие проблемы).

В итоге получаем граф проблем организации, из которого становится ясно, чем ей следует заниматься в первую, вторую и третью очередь. [5]

Ю. Н. Лапыгин

изображение
изображение

Согласимся с аналогией, предложенной коллегами, и докажем ее действенность в нашей управленческой практике, в которой неуспешный опыт структурирования информации «упирается» в «месиво проблем», создаваемых в наших руководящих головах, что, в свою очередь, влечет за собой путаное множество задач, решить которые мы не в состоянии.

изображение

Как же нам «выстроить» это поле проблем, чтобы не только иметь ясность их сути и взаимозависимостей, истоков и причин, их порождающих, но и понимать, какие из практически всех острых и злободневных проблем мы должны будем «переводить» в первоочередные задачи управления?
А для этого проблемно-ориентированный анализ имеет еще одно неотъемлемое технологическое действие, которое носит название ранжирование проблем.

?Знакомо ли вам ощущение управленческого бессилия, когда, осознавая весь сонм проблем, навалившихся на образовательную организацию, каждая из которых подрывает ее устойчивость и основы развития, мы задаемся вопросами: «За что браться?», «С какими проблемами нам надо будет справиться в первую очередь?»… Как же из уже структурированного поля проблем выделить те, которые должны занять первое место в «табели проблемных рангов»?

изображение
изображение

Спору нет, острота тех или иных проблем является важным признаком в выстраивании их по рангу значимости для образовательной организации.

pen

Ранжирование проблем (prioritizing problems) — этап проблемо-центрированной работы, когда… составляют список проблем, выделяя среди них две-три наиболее острые, которые клиент желал бы разрешить в первую очередь. Сложные проблемы можно подразделить на мелкие, расположить их в определенной последовательности, тогда решение одной проблемы даст ключ к решению следующей [6].

Но в проблемно-ориентированном анализе представлен еще один важный подход, о котором необходимо сказать особо.

изображениеИ эта особенность проблемно-ориентированного анализа заключается в том, что мы ранжируем проблемы, поставив во главу угла не только ощущение их остроты и актуальности для объекта управления.

Рассматривая ранг как показатель уровня значимости [7], мы будем исходить из необходимости выделения приоритетов нашего управленческого внимания к постановке задач, направленных на устранение проблем.
Это позволит нам посмотреть на уже структурированные нами проблемы под другим углом зрения и выстроить уровни подходов как ориентиров будущей направленности задач по устранению проблем.

изображение
изображение

?Знакомы ли вам жалобы родителей, которые считают, что учитель или воспитатель не уделяет должного педагогического внимания к их ребенку? У родителей складывается ощущение, что у педагога на первом месте стоит задача выполнения рабочей программы, а дети занимают «почетное второе место».

Знакомы ли вам ситуации проявления обид нашими коллегами-учителями, воспитателями и т. д., которые считают, что администрация не уделяет должного внимания их педагогическим проблемам? У педагогов складывается ощущение, что такие проблемы в образовательной организации руководство ставит далеко не на первые места по значимости, поскольку занято решением финансовых и материальных проблем в ОО.

Знакомо ли вам, руководителям ОО, ощущение горечи, когда вышестоящие органы управления образованием не обращают внимания на реальные проблемы в ваших ОО? И вы, порой не раз уверялись в том, что проблемы образовательных организаций не являются приоритетом для вышестоящего начальства, поскольку для него важными становятся неукоснительное выполнение задач стоящей над ними системы управления.

Вот так, в реальной жизни на каждом из уровней иерархии управления проблемы расставляются по своим рангам значимости…

Поэтому у многих из наших коллег может сложиться ощущение, что ранжирование проблем — это и есть разделение их на «первосортные, второсортные» и т. д.

И чтобы избежать этого досадного крена в нашей практике, давайте уясним, что в проблемно-ориентированном анализе речь идет о принципиально другом подходе к ранжированию.

? Ранжировать проблемы — значит выделить в этой совокупности именно системообразующие проблемы, порожденные ключевыми противоречиями. Именно они и должны быть представлены как проблемы первого порядка.

Чаще всего такие проблемы мы называем ключевыми. А ведь такое прилагательное мы используем в нашей управленческой речи неспроста. Именно правильно подобранный «ключ к замку» проблем первого порядка дает нам возможность начать движение к разрешению проблем второго порядка. В такой же последовательности подбора «ключей» мы сможем перейти к устранению проблем третьего и т. д. порядков.

изображение

? Важно отметить, что проблемы второго, третьего и т. д. порядков отнюдь не являются «второсортными» и «третьесортными». Отнесение их на второй и третий уровень «в табели о рангах проблем» означает, что эффективность их разрешения во многом будет зависеть от того, насколько успешными станут решения задач устранения проблем предыдущего порядка.

На практике же чаще всего получается обратная картина. Устраняя проблемы, которые в «табели о рангах» стоят ниже, мы надеемся, что найденные нами решения «сами собой» помогут в устранении ключевых проблем. Но чуда не происходит…

изображение

?Знакома ли вам ситуация, когда решая одни задачи, мы надеемся, что они дадут нам возможность справиться с другими проблемами? Поясним это на примере известной в каждой образовательной организации ситуации со стимулированием работы педагогических кадров.

Ведь, казалось бы, мы нашли «ключик» правильных решений, с помощью которого мы, разрабатывая в каждой образовательной организации свои подходы к стимулированию, поощряем педагогов к осуществлению творческой профессиональной деятельности и повышению ответственности за результаты образования в нашей ОО.

Но при этом, как показывает практика, выбранные нами стимулы действуют не на всех педагогических работников, и не должным образом, и не долгое время. И понимая это, мы принимаем решения о совершенствовании системы стимулирования ОО, разрабатывая новые подходы и методики, привлекая дополнительные критерии. Но чуда не происходит…

изображение

А какого «чуда» мы ожидаем? Чего мы хотим достичь? Давайте представим себе этот идеал. Мы мечтаем о том, чтобы наши педагоги стали мотивированными, т. е. сами ощущали себя источниками творческой активности и ответственно относились к достижению высоких и качественных результатов образования в нашей ОО. Значит, проблемами первого порядка являются не проблемы недостаточного стимулирования, с которых мы начали решение, а сложнейшие проблемы мотивации педагогических кадров, связанные с изменением их смысловых и целевых установок в профессиональной деятельности и профессиональном мировоззрении.
А следом за проблемами первого порядка мы выделяем и ранжируем другие проблемы, связанные с компетентностью и успешностью педагогической деятельности.

изображение

И теперь, подбирая «ключи» к решению этих проблем, мы понимаем, что начав их решение с решения задач стимулирования педагогических кадров, мы заранее обрекаем себя на неуспех. Поэтому нам предстоит серьезный поиск решений в области задач, связанных с созданием мотивационных условий педагогической деятельности, а значит с изменения смысловых и целевых ориентиров профессиональной деятельности педагогов.

изображение

Методический принцип деятельностного опосредствования мотивов и смысловых установок личности.
Для изменения мотивационно-смысловых отношений могут быть использованы различные методические приемы, основанные на принципе деятельностного опосредствования. Суть этого принципа состоит в следующем: для того чтобы перестроить мотивы и смысловые установки личности, необходимо выйти за пределы этих смысловых образований и изменить порождающие их деятельности. … Ключ к формированию, перестройке и коррекции личности лежит в организации и изменении личностно-значимой деятельности субъекта. [8]

А. Г. Асмолов

изображение

А далее, следуя рангам проблем, мы будем подбирать «ключи» и находить решения в вопросах компетенций и оценки и самооценки компетентности и успешности педагогических кадров. Поэтому решение проблем стимулирования станет эффективным именно в совокупности решений задач, направленных на устранение проблем вышестоящих порядков.

Приведенный пример показывает нам, что аналитическое действие ранжирования проблем является не теоретическим изыском, а важной составляющей анализа, дающей нам возможность избежать подобных ошибок на этапах постановки задач и принятия решения.

Поэтому отметим еще раз значение этого важного действия ранжирования проблем, поскольку оно становится тем необходимым элементом процесса проблемно-ориентированного анализа, который обеспечивает связь со следующим этапом, в ходе реализации которого нам предстоит постановка задач, направленных на устранение проблем.

изображение

изображениеИ в очередной строфе своего дифирамба проблемно-ориентированному анализу мы выделим эту особенность и художественно сравним это завершающее 1 этап действие с «нитью Ариадны». Ведь именно оно будет прокладывать путь к пониманию того, какие задачи нам предстоит наметить как главные и центральные, и от решения которых будет зависеть успех в устранении узловых, корневых проблем образовательной организации.

Завершая постановку задач 1 этапа проблемно-ориентированного анализа, нам еще надлежит обратиться к критериям эффективности анализа и добавить в уже имеющийся у нас перечень важные и весомые позиции.

изображение

Этот шаг нам необходимо сделать для того, чтобы на завершающем этапе анализа мы смогли самокритично подойти к выполненным аналитическим действиям, отвечая самим себе на следующие вопросы:

Имеем ли мы картину структурированных проблем? Смогли ли мы из месива «в непаханном поле» проблем построить структуру? Помогла ли участникам аналитической деятельности эта структурная взаимосвязь и взаимозависимость в понимании сути и причин выявленных проблем?

Справились ли мы с трудным действием ранжирования проблем? Разглядели ли мы в структурированном поле проблем те главные, ключевые проблемы, ключ к устранению которых поможет нам открывать замки других нерешенных проблем?

Оценивая проблемно-ориентированный анализ по этим важным критериям, мы будем настойчиво добиваться достижения его результативности и эффективности.

А результативным и эффективным анализ будет тогда и только тогда, когда от выявленных, структурированных и ранжированных проблем мы сможем выйти на постановку задач, направленных на устранение проблем, и последующее их решение.

Но прежде чем мы перейдем к постановке задач II этапа, давайте на практике удостоверимся не только в том, как важен I этап, ориентированный на выявление, структурирование и ранжирование проблем, но и проведем работу над ошибками в наших привычных подходах к анализу.

И для этого обратимся к примеру, с которым начали работать, рассматривая проблему как противоречие [2]. Напомним, что мы «докапываемся» до сути проблем неэффективного управления. Но, не зная важных элементов проблемно-ориентированного анализа, мы вынуждены были остановиться, поскольку дальнейшие действия в области постановки и решения задач не давали должного эффекта в понимании путей избавления от проблем.

изображение

изображениеВ чем же заключалась наша ошибка? Почему, выбрав правильный подход к выявлению проблем через систему противоречий, мы на этапе постановки задач опять вернулись к привычным «задачам=лозунгам», не обеспечивающим нам понимание направленности будущих действий, реализовав которые мы сможем справиться с проблемой неэффективного управления?

Теперь, когда нам известны «секреты» первого этапа проблемно-ориентированного анализа, мы знаем, что причины неуспеха скрываются не только в непонимании задач, но и в неправильном осуществлении аналитических действий этого этапа.

изображение

А для нас, практиков, это значит, что нам необходимо не только уметь правильно поставить задачи 1 этапа проблемно-ориентированного анализа, но и знать, какими действиями и как мы сможем выполнить эти задачи.
И поскольку этот этап, по сути, является одним из самых сложных и трудно реализуемых в практике, мы намеренно сделаем остановку в процессе постановки задач проблемно-ориентированного анализа, и докопаемся до технологических «секретов» выполнения 1 этапа.

изображение

Но прежде, чем мы в следующем разговоре приступим к знакомству с технологиями осуществления задач 1 этапа, давайте вернемся к… его названию, которое мы условно определили как «этап проблем». Такая краткость помогла в самом начале, когда нами расставлялись «вехи» на нашем исследовательском пути с выделением разных объектов нашего аналитического внимания. Но сейчас мы уже с пониманием дела можем дать другое имя этому этапу, в ходе которого мы должны «пропахать» наше проблемное поле.

pen

Проблемное поле науки — тематическое поле науки, совокупность всех тем и проблем, изучаемых текущей, существующей в данный момент, наукой. [9]

Содержательная характеристика понятия «проблемное поле» определяется сущностью образующих его слов: «поле» и «проблема». Слово «поле» является многозначным; одно из его словарных значений — область деятельности. < …> Приведённые позиции позволяют выделить следующие характеристики поля: часть пространства; его относительная автономность, устойчивость и зависимость от результатов деятельности людей. Причём поле — не просто участок пространства, а участок, характеризующий определённую реальность, которая может отражать как позитивные достижения, так и имеющиеся проблемы, что, в свою очередь, позволяет говорить о наличии проблемного поля [10].

изображение

И в процессе разработки проблемного поля нам необходимо опираться на определенную систему действий, осуществление которых нам позволит успешно справиться с задачами, поставленными на 1 этапе проблемно-ориентированного анализа.

Как показывает практика, все эти три задачи являются очень трудными. Поэтому обретение этих технологических опор будет существенным подспорьем для участников аналитической деятельности.
А в том, что эти действия на самом деле очень трудны в практической реализации, мы сможем убедиться сами, когда приступим к знакомству с ними в следующей публикации, для названия которой позаимствуем строки из стихотворения К. И. Чуковского: «Ох и сложная эта работа — из болота тащить бегемота».

Литература

[1]. Асмолова (Плахова) Л. М. Поем дифирамб проблемно-ориентированному анализу. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://edumsko.ru/consultation/management/poem_difiramb_problemno-orientirovannomu_analizu
[2]. Асмолова (Плахова) Л. М. Проблема: как много в этом слове для управления слилось! Как много в нем отозвалось…[Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://edumsko.ru/consultation/management/problema_kak_mnogo_v_etom_slove_dlya_upravleniya_slilos__kak_mnogo_v_nem_otozvalos
[3]. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. Пер с англ. Под ред. И. А. Ушакова. М. «Сов. радио», 1974, 272 с., С.115.
[4]. Филин С. Что такое проблема и как ее формулировать [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://old.exct.ru/sites/default/files/Ar-Filin-01-What%20is%20probllem.pdf
[5]. Лапыгин Ю. Н. Системное решение проблем. — М.: Эксмо, 2008. — 218 с., С. 36.
[6]. Ранжирование проблем/ Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер. М. А. Гулина. 2008. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://social_work.academic.ru/505/Ранжирование_проблем
[7]. Ранг [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/12074
[8]. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М., 2001. — 416 с., с. 388–389.
[9]. Проблемное поле/Социология: в 3-ех томах: словарь по книге. — М.: Социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. 2003–2004. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://sociologiya.academic.ru/358/Проблемное_поле_науки
[10]. Яркова Т. А. Проблемные поля современного образования и методика их выявления. — Тюмень: ТОГИРРО. — 2012. — S1. — С. 194–205, С. 195.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 0