Организация обучения в школе лиц с ограниченными возможностями

Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ в обычном классе. 

Основные положения об организации обучения лиц с ОВЗ содержатся в следующих документах:

Закон определяет обучающегося с ограниченными возможностями:

  1. Лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии.
  2. Лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК.
  3. Лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.

Лица с ОВЗ могут быть дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д.

Прием лиц с ОВЗ в школу

Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ  не могут отказать в поступлении в школу. Здесь стоит отметить, что совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних.

Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных учреждениях применяются принципы инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.   

Дети с ОВЗ, которым по результатам ПМПК было рекомендовано обучение в обычной школе по адаптированной программе, могут потребоваться специальные условия обучения (ст. 79 Закона). Стоит отметить, что рекомендации, которые дают ПМПК в своем заключении являются обязательными к исполнению в образовательном учреждении, в котором учится ребенок с ОВЗ (ст.11 Закона г. Москвы).

Адаптированная программа должна быть разработана с учетом особенностей развития ребенка, основной целью должна быть коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации.  Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.

Существуют рекомендации СанПиН , которые необходимо учитывать при  составлении образовательной программы для лиц с ОВЗ.

Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (СанПиН).

Дети с трудностями обучения — это не редкость в современной школе. Адаптация к школе у таких детей проходит дольше и сложнее. Темп работы в классе, большое количество учеников в классе, как следствие отсутствие индивидуального подхода — неполный перечень трудностей, с которыми дети с ОВЗ могут столкнуться в школе. Задача родителей прислушаться к рекомендациям специалистов по организации обучения особенного ребенка. Задача школы в данном случае создание специальных условий обучения.

Что такое специальные условия обучения?

Специальные условия обучения — это условия обучения и воспитания, которые включают в себя:

  • использование специальных образовательных программ, методов обучения;
  • использование специальных учебников, учебных пособий, технических средств;
  • предоставление услуг ассистента/тьютера;
  • проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здание образовательной организации;
  • использование дистанционных образовательных технологий;
  • предоставление обучающемуся с ОВЗ психолого-педагогических, медицинских, социальных услуг, обеспечивающих адаптивную, безбарьерную среду обучения и жизнедеятельности.

Обучение детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, в отдельных организациях. В данном случае многое зависит от того, какие именно проблемы со здоровьем у ребенка. Если ребенок имеет возможность ходить в массовую школу и есть соответствующие рекомендации ПМПК и врачебной комиссии, то он сможет обучаться со всеми детьми.

Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона).

Определением траектории развития и обучения в школе детей с ОВЗ  занимаются окружные и городские ПМПК.

Организация обучения на дому лиц с ОВЗ

Дети с особыми потребностями могут обучаться на дому, для них может быть организовано домашнее обучение. Основание для обучения на дому является медицинское заключение, а не заключение ПМПК.

Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Конечно, для детей с ОВЗ необходимо создание специальных условий обучения с привлечением смежных специалистов.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 56

  • фото
    Марина 15 февраля 2016

    Добрый день! Подскажите, что нам делать. Ребенку 13 лет, с 2011 года у нас было показано надомное обучение, в июле 2015 нам сказали врачи, что наш диагноз сняли из перечня и сейчас у нас стоит запись "специальные условия обечения". В ПМПК у нас показание к обучение в общей школе. Школа, до сих пор не знает, что с нами делать. Ребенку показан щадящий режим дня. У нас проблемы неврологии, а сейчас на фоне того, что ходим в школу на полный день6-7 уроков, у нас появилось и давление до 152 доходит. Ребёнок пропускает уроки. Подскажите, что я могу требовать и у педагогов и у врачей? Все только отмахиваются.

    • фото
      Нурия Сафиулина 21 февраля 2016

      Марина, если медицинская комиссия прописала в заключении , что ребенку необходимы «специальные условия обучения», то требуйте именно у врачей конкретизации данной рекомендации. Именно врачи должны разъяснить, что это означает. Обычно ПМПК рекомендует специальные условия обучения. В данном случае возможно обучение, например, по индивидуальному плану. Если в рекомендациях ПМПК нет такой формулировки, то в школе ребенок будет обучаться, как все другие ученики. Педагоги в данном случае будут выполнять рекомендации, которые были выданы ПМПК.

  • фото
    test 15 марта 2016

    qwertyQWE

  • фото
    test 15 марта 2016

    qwertyasd

  • фото
    Руслан Атнагулов 31 марта 2016

    Спасибо за статью, много полезной информации!

  • фото
    Руслан Атнагулов 31 марта 2016

    Спасибо

  • фото
    Татьяна 02 августа 2016

    Я педагог-психолог общеобразовательной школы. На сегодняшний день детский дом инвалидов нашего микрорайона предоставил 92 заключения тпмпк где прописано и рекомендовано обучение этих детей по адаптированным программам Вариант 2. Чья это пререгатива? Обычной школы или детского дома? Кто обязан учить детей с тмнр

    • фото
      Нурия Сафиулина 23 августа 2016

      Где дети обучались до получения заключений пмпк? Современная школа предполагает инклюзивное обучение, поэтому если прописано, что дети могут обучаться по адаптированным программам, то школа должна разработать локальный акт и обучать детей.

  • фото
    Светлана 30 августа 2016

    Здравствуйте, Нурия Романовна!Нам,как и многим другим деткам, в этом году на Пмпк сказали,что заболевание не входит в перечень показаний для индивидуального обучения. Я этому даже рада, потому что дочка очень общительная, жизнерадостная,активная,интеллект полностью сохранный, отличница. Но есть несколько моментов, которые меня беспокоят. 1-у дочки дцп, она ходит самостоятельно.Но походка спастическая, с пошатыванием,иногда может упасть.То есть,возможен вариант травматизма.
    2-достаточно высокий порог уставаемости,на написание 5 предложений уходит 30 минут.
    3-дочь идёт в 5 класс, соответственно кабинетная система. Как она будет бегать по классам с рюкзаком для меня пока большой вопрос.
    4-в школу уже отнесла заключение, они немного в шоке ,если не сказать, что не рады! Попросту не знают ,что с нами делать.

    В справке Пмпк указано " очное обучение по основной программе, полный день,индивидуальный темп подачи учебного материала ,дозирование нагрузки, чередование физических и умственных видов деятельности,с учетом психо-физического состояния ребёнка. "
    Сразу уточню, что находится в силу обстоятельств с дочкой в школе не могу, чтобы водить из класса в класс.
    Главный вопрос-имеем ли мы право просить у школы в данной ситуации тьютора, ассистента учителя. Такой специальности в школе нет на данный момент.
    Заранее благодарю за ответ!

    • фото
      Нурия Сафиулина 31 августа 2016

      Ставку такого специалиста могут открыть в школе по усмотрению директора. В Вашем случае вопрос о перемещении обучающегося с ОВЗ должен быть решен с администрацией школы и с родителями. Так как в школе предполагается инклюзивное обучение, то Вы имеете право попросить администрацию школы о создании специальных условий для Вашего ребенка.

  • фото
    Мариет 31 августа 2016

    Здравствуйте, Нурия Романовна! Сначала цитата из Вашей публикации "Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ не могут отказать в поступлении в школу. Здесь стоит отметить, что совместное воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, не должно отрицательно сказываться на результатах обучения последних". Региональная ЦПМПК выдала заключение детям, находящимся в закрытом психоневрологическом доме - интернате, с тяжелыми множественными нарушениями развития (тотальное психическое недоразвитие (тяжелое), отсутствие речи, тяжелое нарушение двигательного аппарата), рекомендацию обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 2 по СИПР. Очная форма обучения., неполный день, охранительный режим. До этого времени дети не обучались. Теперь, как известно, "необучаемых детей нет". Возможен ли был вариант, при котором ПМПК дает заключение, по которому не рекомендуется обучение? И как обучать детей, находящихся в закрытом учреждении, которые имеют только один рефлекс - сосательный (это образно говоря)?

    • фото
      Нурия Сафиулина 12 сентября 2016

      Если бы такой вариант был возможен, то ПМПК дала бы соответствующие рекомендации. Программа, по которой будут обучать таких детей должна быть основана на программах для детей с тяжелой умственной отсталостью.

  • фото
    Светлана 06 сентября 2016

    Снова здравствуйте, Нурия Романовна! Спасибо за ответ, мой вопрос предпоследний в ветке. Вы пишите про инклюзивное образование.Но вот в этом то и вся проблема. Школа сельская, большая конечно, но речи об инклюзии здесь даже не ведётся. С чем мы уже столкнулись, начиная со 2 сентября. Головные боли и закладывание ушей. ...Допустим можно это списать на "непривычку" и адаптационный период. В день по нескольку раз её сбивают с ног пока она идёт с классом в другой класс.Рюкзак таскают мальчишки, так как дочку просто уносит в сторону вместе с этим тяжёлым рюкзаком. Туалеты,простите, дырки. И чтобы попасть в туалет, где есть унитаз, её дети водят по очереди в другое крыло школы (достаточно далеко и через 4 лестничных пролета).В индивидуальной программе английского языка у неё не было, сейчас же сразу программа 5 класса, ребёнок в панике-она ничего не понимает. Проверяю тетради-не успевает за классом абсолютно,пропускает непроизносимые буквы ,как и раньше. Вопрос-как её будут оценивать? От отличницы ,чувствую, не останется и следа. Детей жалко, они всё время обязаны следить за ней и отвлекаться от уроков, чтобы сводить в туалет. Что нам делать, подскажите, пожалуйста!

    • фото
      Нурия Сафиулина 12 сентября 2016

      То , что Вы описываете, никак не соответствует стандартам обучения детей с ОВЗ. В Вашем случае необходимо обратиться в местный орган управления образования и узнать, какие условия можно создать в школе для ребенка с ОВЗ. Ситуация , которую Вы описали не редкость. Возможно, медицинская комиссия даст разрешение на домашнее обучение.

  • фото
    Алла 28 октября 2016

    Должен ли учитель общеобразовательной школы проходить курсы по ОВЗ, если в школе нет спец класса?

    • фото
      Нурия Сафиулина 15 декабря 2016

      Данный вопрос решается на усмотрение администрации школы.

  • фото
    Елена 04 ноября 2016

    Подскажите пожалуйста,могу ли я с университетским образованием по специальности психолог,преподаватель психологии, вести надомное обучение у детей с ОВЗ, или нужны доп.курсы?

    • фото
      Нурия Сафиулина 15 декабря 2016

      Вам нужны дополнительные курсы.

  • фото
    Наталья 15 ноября 2016

    Здравствуйте! Ребенок в подростковом возрасте стал плохо учиться. Перешел с 4 на 3, затем на 2. Воспитываю одна. Отношения в семье хорошие. Все понимает, что сильно отстал. В 9 класс перешли в др.школу, и сразу за 1 чтв. 10 двоек. Классный рук.просит от нас справку об огр.возм.зд. Из ПМПК. Но ребенок физически активный( нормативы на5), психически здоров. Как на него в дальнейшем может повлиять такая справка в будущем. Спасибо

    • фото
      Нурия Сафиулина 15 декабря 2016

      Обязательно нужно пройти ПМПК. У обучающегося очень много задолженностей. После прохождения ПМПК Вам будут даны рекомендации. Эти рекомендации будут учтены школой при дальнейшем обучении. Перевод в другую школу, повторное обучение любые действия возможны только

  • фото
    Людмила Алексеевна 15 декабря 2016

    Добрый день! В этом году в 1 класс (надомное обучение) пришел мальчик без ручек с рождения. Растет он приемной многодетной большой (18 детей) семье. Мальчик мог читать до школы. А вот с письмом- проблемы. Писать ему трудно (сидит на столе и пишет ногой). Спина устает. Наклоняется низко. Может Вы подскажите,пожалуйста, где можно узнать об опыте обучения таких деток. Какую парту можно сделать для него? Есть ли какие- нибудь рекомендации по обучению таких деток? Где можно купить тетради с широкой строчкой и большой клеткой? Можно ли учить печатать на компьютере с 1 класса? Мальчик умненький, очень общительный и добрый. Очень хочется помочь ему. Буду рада советам и опыту по обучению нашего ученика.

    • фото
      Нурия Сафиулина 21 декабря 2016

      Обратитесь в местные органы управления образования или к детскому омбудсмену вашего региона, в различные общественные организации, с запросом о помощи в предоставлении ребенку-инвалиду специальных условий обучения. В основном детьми с такими особенностями занимаются их родители. Пообщайтесь с законными представителями ребенка и попросите их проявить инициативу в данном вопросе.

  • фото
    Валентина 27 декабря 2016

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно поступить в непростой ситуации, касающейся обучения ребенка-инвалида. Данный ребенок обучался в 1 классе на дому. Во 2-м классе - в условиях специального (коррекционного) класса) для детей с ЗПР (согласно заключению ПМПК). в 3 классе ребенок прошел переосвидетельствование и получил заключение ПМПК на обучение по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью. Так как заключение ПМПК носит рекомендательный характер для родителей, мать отказалась переводить ребенка в другой класс (специальный (коррекционный) класс для детей с умственной отсталостью есть в нашем образовательном учреждении. В 4 классе мама повторно свозила ребенка на медкомиссию в областную клинику, где ему был подтвержден диагноз умственной отсталости. Кроме того, инвалидность ребенок имеет в связи интеллектуальными нарушениями. Мама упорно не пишет заявление о переводе ребенка в специальный класс. В индивидуальной программе ребенка-инвалида прописаны занятия с учителем-логопедом, учителем-олигофренопедагогом, психологом, но так как и этот документ носит для родителей рекомендательный характер мать отказывается от перевода ребенка в другой класс. В условиях инклюзии ОУ готово обучать ребенка в классе с ЗПР, но по адаптированной программе для умственно отсталых детей. Мать не согласна. Считаю, что нарушается ст.65 Семейного Кодекса РФ (родительские обязанности не могут осуществляться в противоречии с интересами детей), а также ст. 8 Конвенции ООН о правах ребенка (право на сохранение своей индивидуальности). Ребенок программу специального (коррекционного) класса для детей с ЗПР не усваивает. Что делать? Как обязать мать перевести ребенка в другой класс, чтобы он смог получить образование.

    • фото
      Нурия Сафиулина 01 февраля 2017

      В данном случае, заставить родителя написать заявление о переходе на другую программу или в другой класс школа не может. Только беседы с мамой могут что-то изменить.

  • фото
    Екатерина 04 февраля 2017

    Уважаемая Нурия Романовна! Помогите пожалуйста грамотно взаимодействовать с администрацией школы - интерната коррекционного типа 8 вида. Нагрузка в школе высокая : по 7 уроков в пятом классе, в шестом - по 8 уроков и так далее. В учебный день входят и коррекционные занятия, но они все в кабинетной системе. У детей нет послеобеденного тихого часа, мало пребывают на свежем воздухе, гиподинамия. Какой убедительный документ нужен для аргументации щадящего режима. Администрация подвергает сомнению акты ВКК из ЛПУ, пересмотреть учебный план отказывается. Спасибо за ответ.

    • фото
      Нурия Сафиулина 06 марта 2017

      «Заключение КЭК» или «Справка ВКК» - это важнейший медицинский документ, имеющий наибольший вес с медицинской и юридической точки зрения. Справка-заключение КЭК (форма 035/у-02) заверяется подписями председателя комиссии, заведующего отделением, лечащего врача и подписями всех членов КЭК(ВКК) с их личными печатями. Также справка КЭК(ВКК) заверяется печатью и штампом медицинского учреждения. Поэтому оснований сомневаться в достоверности такого документа администрация не должна . Режим обучения в данном случае регламентируется СанПиН для обучающихся с ОВЗ (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"). В данном документе указано максимально допустимая нагрузка обучающихся. Если нормативы СанПиН действительно нарушены , то Вы имеете право обратиться к директору учреждения с письменной жалобой.

  • фото
    Надежда 21 марта 2017

    Здравствуйте, Нурия Романовна! Проконсультируйте, пожалуйста, нас. У меня ребенок 11 лет, инвалид по нервно-генетическому заболеванию. Группа физкультуры 4, занятия предписаны в поликлинике под наблюдением врача. В нашей школе физкультура разделена на 3 предмета. И каждый он должен посещать, поскольку спецгруппа школы проводит занятия утром, для детей с ДЦП, а у нас в это время уроки. А после уроков только 1 раз в неделю мы успеваем в поликлинику на физкультуру. Правомерно ли требовать с него и посещение всех трех уроков физкультуры (плавание, ЛФК и физ-ра) и еще посещение физкультуры в поликлинике? На школьных уроках он должен либо сидеть и смотреть либо ходить за всеми по стадиону. Одного на улицу я не отпускаю, есть опасность травматизма. На какие документы ссылаться при разговоре с администрацией школы? Если в документе записано - замена уроков лечебной физкультурой, то почему он должен посещать и то, и другое? Спасибо!

    • фото
      Нурия Сафиулина 30 мая 2017

      Если у обучающегося спецгруппа, то посещать уроки ребенок все равно должен, так как он должен получить аттестацию по данному предмету.

    • фото
      Нурия Сафиулина 30 мая 2017

      Если у обучающегося спецгруппа, то посещать уроки ребенок все равно должен, так как он должен получить аттестацию по данному предмету.

  • фото
    Оюна Ангархаева 25 марта 2017

    Добрый день! Я учитель начальных классов. В сентябре прошлого года ко мне в класс поступила девочка с ДЦП. Девочка ходит неуверенно, на переменах сама почти не встает, пока я не подниму. В конце учебного года перевела во 2 класс-думала догоним на дополнительных занятиях. Сейчас к концу 3 четверти 2 класса не читает, соединяет только слоги, короткие слова, и то с трудом, так как забывает буквы. Пишет только печатные буквы, прописные сложно выводить. Списывает текст из книг очень хорошо-не пропускает ни одной буквы, знака, но под диктовку, конечно, не пишет. По математике только считает по линеечке в пределах 30. И то с ошибками. Устно со мной редко говорит, обычно молчит и улыбается. Сложно оценить ее работу, поставить отметку. В заключении ПМПК стоит -обучение в массовой школе, консультации психолога, логопеда. В конце четверти стала плакать, когда мама уходила. Разрешила уйти на каникулы раньше других. Теперь встал сложный вопрос передо мной. Переводить в 3 класс? Нет смысла. Не готова еще. Оставить на второй год? Кто обрадуется второгоднику? да еще сложному. В новом коллективе ей будет сложно очень, думаю. Предлагала несколько раз маме домашнее обучение, но она тказывается наотрез, говорит, что показаний врачей, ПМПК нет, хотим в классе, в школе учиться. Может она и права- так ребенок хоть выходит на улицу до школы, немного общается со сверстниками. Условий в нашей сельской приспособленной школе, конечно, нет для таких детей- удобства на улице, тесно. Учимся в три смены. Одно радует, что в этом году пообещали строительство новой школы. Но сейчас нам что делать- ума не приложу. Занимались дополнительно по субботам, но её то приведут, то нет. В общем, такая картина. И еще, мальчик с РАС (вариант 8.2) учится в 1 классе на домашнем обучении. Тяжелый мальчик, но вариант 8.2 дает право учится в обычной школе. Снова встал вопрос об обучении и оценивании. Консультировалась со специалистом РПМПК, ответили очень грубо- учите по программе "Школа России", адаптируя её и оцениваете как обычных детей. На деле сложно всё оказывается. Не с кем посоветоваться, как работать с такими "особенными" детьми, ведь опыта работы именно с такими детьми у нас ни у кого нет. А помочь родителям хочется. Как- то сумбурно получилось. Случайно открыла ваш сайт, вижу, что даете ответы на вопросы, поэтому написала. С уважением)

    • фото
      Нурия Сафиулина 30 мая 2017

      В данном случае лучше оставить ребенка (с ДЦП) на повторное обучение, если она не освоила программу. Удивляют рекомендации ПМПК, которые должны были определить по адаптированной программе обучаться ребенку или по обычной. Учитывая описание ситуации, ребенок с обычной программой не справляется. В данном случае необходим еще и тьютор, который будет оказывать помощь такому особенному ребенку. Если медицинская комиссия не дала рекомендации на перевод на домашнее обучение, то ребенок действительно может обучаться в массовой школе.

  • фото
    Наталья 07 апреля 2017

    Здравствуйте,помогите пожалуйста,у меня такая проблема моей дочери восемь лет,она не идёт на контакт с учителем,и одноклассниками,отправили на комиссию нас поставили овз (домашнее обучение)дома девочка общительная,а в школе замыкается.Я не соглашаюсь на домашнее обучение,ребёнок вообще замкнеться,там она хоть среди детей.Я и обследовала её потологий не выявилт,и к психологам возила,они руками разводят.

    • фото
      Нурия Сафиулина 30 мая 2017

      Если она не смогла найти контакт с данным педагогом, попробуйте перевести ее к другому учителю. Если Вам дали направление на домашнее обучение, то у ребенка есть особенности развития, которые препятствуют посещению массовой школы.

  • фото
    Юля 24 мая 2017

    Добрый вечер. У меня сын, 7 лет. Ходим в садик с 2.10 лет. Считаю его абсолютно адекватным, общительный, читает по слогам, пишет, считает десятки и так далее. При прохождении мед. комиссии перед школой невропатолог поставил диагноз ЗПР (общалась с ребенком в течении 15 минут, он периодически кашлял). У ребенка присутствует периодически невротический кашель, что, однозначно, мешает ему свободно говорить. Ранее ставили диагноз - стридор гортани (последствие кривошеи). У меня вопрос: он может обучаться в общеобразовательной школе по основному типу обучения? Наш психоневролог, которая его ведет последние 3 года, ставит ОНР 4 уровня. И должна ли я, без письменного направления образовательной организации (только устная рекомендация на консультации в школе перед 1 классом), идти на ЦМПМК, если с ним занимаются (и будут продолжать заниматься в частном порядке) логопед-дефектолог и психолог?

    • фото
      Нурия Сафиулина 30 мая 2017

      Почему Вы не прошли ПМПК раньше до школы? Вам было бы проще определиться с тем, какая программа обучения подходит ребенку, есть ли необходимость в специализированном обучении. Обязать Вас пройти ПМПК не имеют право, но лучше все-таки пройти ПМПК, определить есть ли нарушения развития или отставание в развитие ребенка.

  • фото
    Анастасия 04 июня 2017

    Добрый день, моя дочка 8 лет диагноз грубая дизартрия после моторной афазии, последствия перенесенного вирусного менингоэнцефалита. Ребенок сохранен физически и интеллектуально. Переведен из речевой шк. в гимназию по месту жительства. Вопрос: Можно ли отказаться от обучения ин-ному языку в начальной шк. если дополнительно оформить ОВЗ? И чем в нашем случае нам может помочь статус ОВЗ?

    • фото
      Нурия Сафиулина 23 августа 2017

      Отказаться от обучения предмета в данном случае невзможно. По заключению ПМПК ребенку может быть рекомендована адаптированная образовательная программа.В этом случае программа может стать упрощенной. В этом случае ребенку будет легче освоить сложные для него предметы.

  • фото
    Ольга 08 июня 2017

    Автор пишет: "Есть дети, которым необходимо посещение специальных школ (глухонемые дети, дети с серьезными проблемами зрения, дети с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра и т.д.) (п.5 ст.79 Закона)". Вопрос: Где в п. 5 ст. 79 ФЗ-273 "Об образовании в РФ" говорится о "глухонемых" детях? "5.Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Хотелось бы также обратить внимание на корректность используемых терминов и привести пару цитат. "В подавляющем большинстве случаев термин «глухонемой» является неприемлемым. Дело даже не в корректном отношении к людям с подобными физиологическими недостатками. Все дело в том, что немота при сохраненном слухе встречается крайне редко". (см. «Азбука для неслышащего малыша». Авторы: Корсун С. В., Гинзберг И. А. Издательство: «ОЛМА-ПРЕСС». Год выпуска: 2005, г. Москва. ). И еще: " Применение термина «глухонемой» по отношению к детям требует некоторых оговорок. В то время как глухота является стойким дефектом, обусловленная ею «немота» преодолевается в процессе специального обучения, и глухонемой ребенок, оставаясь глухим, постепенно овладевает речью. Термин же «глухонемой» нередко применяется и по отношению к тем детям (и даже взрослым), которые уже овладели словесной речью и являются, по существу, только глухими. Такое применение термина неправомерно. В связи с этим изменилось и название школ для глухонемых: они называются теперь школами для глухих (см. Большая Медицинская Энциклопедия http://бмэ.орг/index.php/%D0%93%D0%9B%D0%A3%D0%A5%D0%9E%D0%9D%D0%95%D0%9C%D0%9E%D0%A2%D0%90).

  • фото
    Анна 08 июня 2017

    Добрый день! Подскажите пожалуйста,как лучше поступить. У моего сына ЗПР , мы собираемся пойти в первый класс компенсирующего вида, по закчен ПМПК у нас программа 7.2, плюс логопед, психолог и дефектолог. Но меня пугает, что в нашем классе почти половина аутистов, с необучаемой формой заболевания, и несколько тяжелых второгодников из такого же класса. Мы можем пойти в обычный класс, но сыну это будет очень тяжело. Какие у нас есть еще варианты кроме надомного обучения? И вы говорите, что дети с аутизмом долэны учится по спецпрограмме, а у нас адоптированная общая. Как такое возможно

    • фото
      Нурия Сафиулина 23 августа 2017

      Согласно СанПиН для детей с ОВЗ такая комплектация классов возможна. Вы имеете право обучаться дома на семейном обучении.

  • фото
    Лариса 17 июня 2017

    Здравствуйте, а как обучаться нам, моему сыну 11 лет, диагноз ДЦП (полностью парализован),сидеть не умеет, руки не работают, говорить не умеет,большие проблемы с приемом пищи, с рождения нет сосательного рефлекса (первые 7 месяцев жизни питался через зонд). Эпилепсия, 7 лет уже на 3 противосудорожных препаратах,режима дня нет, плохой сон. Нам в приказном порядке навязывают обучени е, я боюсь за здоровье и жизнь моего ребенка, за плесами тяжело пренесенная пневмония, в прошлом году были тяжелейшие приступы на болезненное прорезывание зуба. В отделе образования ясно дали понять что мы будем обучаться,неужели это так? И что будет если я не соглашусь обучать своего ребенка? Помогите с ответом пожалуйста.

    • фото
      Нурия Сафиулина 23 августа 2017

      Вам необходимо предоставить заключение медицинской комиссии, которая, скорее всего, будет рекомендовать домашнее обучение. Как такое обучение будет организовано в Вашем случае решать должна и ПМПК и отдел образования.

  • фото
    Екатерина 26 июня 2017

    Здравствуйте,мой ребёнок идёт в 3 класс в общеобразовательной школе,у него нарушение слуха,законно ли,если их переведут во 2-ю смену?

    • фото
      Нурия Сафиулина 23 августа 2017

      Если медицинских противопоказаний нет или особых рекомендаций ПМПК, то нарушений нет.

  • фото
    Анна Зимка 27 июня 2017

    "Грамота в начальной школе, книга для родителей" - книга о том, как учить уроки по русскому языку с детьми 7-8 лет с низким уровнем школьной зрелости.

  • фото
    Светлана 26 июля 2017

    Добрый день! Скажите, пожалуйста. кто ведет обучение ребенка с ОВЗ, если в классе 15-20 чел.В нашей школе такая ситуация впервые и пугает, что учитель предметник не может физически уделять время на индивидуальную работу с данным ребенком во время урока. Если все же этим занимается предметник, как по закону должна оплачиваться эта деятельность. Нам объяснили, что как работа с обычным ребенком. Так за что такое наказание: отдельная программа, платные курсы, отдельный журнал?

    • фото
      Нурия Сафиулина 23 августа 2017

      Многое в данном случае зависит от того, какие именно рекомендации были даны ПМПК. На основании этих рекомендаций и должна быть выстроена особая траектория обучения ребенка с ОВЗ. Тьютор может помочь ребенку и педагогу в освоении АООП. Вопросы оплаты в этой ситуации решает директор образовательной организации.

  • фото
    Ксения 23 августа 2017

    Здравствуйте.Моему сыну пмпк предписали программу обучения 2.2. Мы слабослышащие.имеем ли мы право идти в общеобразовательный класс обычной средней школы. Пользуемся индивидуальными слуховыми аппаратами.другое оборудование не предписано.логопед.дефектолог(сурдо-педагог)психолог.необходимы.

    • фото
      Нурия Сафиулина 23 августа 2017

      В Вашем случае лучше пойти учиться в специализированную школа, так как именно в такой школе с ребенком смогут полноценно заниматься смежные специалисты необходимые обучающемуся для успешного прохождения программы. Вы можете обучаться в обычной школе, но создать полноценные и оптимальные условия обучения для Вашего смогут не в каждой школе. Вы можете проконсультироваться перед подачей заявления в обычную школу с директором школы или администрацией и узнать возможно ли будет успешное обучение ребенка и смогут ли для него создать те условия, которые рекомендованы ПМПК.

  • фото
    Марина 24 августа 2017

    Здравствуйте. Моей дочери Елизавете 31 августа исполнится 11 лет. 1 сентября она переходит в среднюю школу в 5-й класс. Четыре года, с 1 по 4 класс она обучалась в начальной школе, сейчас перейдет в общеобразовательную, где есть старшеклассники, гораздо больше классов на параллели и детей вообще. У Лизы ЗПР, синдром дефицита внимания и гиперактивность на фоне ПП ЦНС. Собственно, четыре года назад было выбрано обучение в небольшой начальной школе по этой причине. Девочка учится по обычной программе. Но есть сложности, особенно в усвоении математики. Плохо развито абстрактное мышление и логика, есть речевые нарушения, в 4 года была поставлена сенсорная алалия. За годы обучения не раз сталкивалась с предложением перевести ее в класс коррекции. Аргументация всегда одна и та же: "Там ей будет легче". Чем легче, никто конкретно не говорит. В нашей школе есть класс с адаптированной программой, он будет и в новой школе, но там обучаются очень сложные дети. Перед средней школой, буквально сегодня, по моей инициативы была пройдена ПМПК. Нам снова рекомендовали адаптированную программу, сказав (устно, нигде не отметив этого в документах), что на индивидуальном для нее было бы лучше всего обучаться, поскольку нарушения связаны с особенностями внимания, памяти и восприятия учебного материала, но медицинских диагнозов для перевода на индивидуальное обучение у ребенка нет. Могу ли я для своего ребенка потребовать инклюзивное обучение по адаптированной программе, оставшись в прежнем классе? Или адаптированная программа возможна только в специальном классе, который в этой школе будет открыт? Лиза совершенно против перевода в новый коллектив, для нее это станет травмой. Их класс небольшой, всего 17 человек. В классе с адаптированной программой на данный момент 9 человек, но все дети поведенческие.

    • фото
      Нурия Сафиулина 30 августа 2017

      В данном случае, если ПМПК рекомендовала адаптированную программу обучения, то в школе должны создать условия для ее реализации. Только родители могут решать вопрос о переводе ребенка из класса в класс, поэтому в данном случае это решать Вам. Учитывая, какие трудности испытывает ребенок в школе (судя по письму) лучшим вариантом обучения будет обучение в коррекционном классе, где меньше детей и программа знакомая для педагога. Еще раз напомню, что решать где будет обучаться ребенок - право родителя, но родители должны принимать решение, исходя из интересов ребенка.

  • фото
    Светлана 29 августа 2017

    Добрый день! К нам в школу пришла девочка с заключением ПМПК "продолжить обучение по адаптированной образовательной программе для детей с нарушениями интеллекта (специальная индивидуальная программа развития). До 2013 года она уже обучалась три года по индивидуальному плану (8 часов).Потом был перерыв , т.к. девочку признали необучаемой. Сейчас родители пришли вновь. В какой класс нам ее зачислять? в первый? Или в первый дополнительный? Ей уже 15 лет, она у нас будет до 30 лет учиться? По какой программе учить?Пишут "СИПР", но чтобы ее написать, надо ребенка знать! А учителя видят ее в первый раз. В общем вопросов больше, чем ответов. Конечно, детей с ОВЗ много и вопросы есть еще.Спасибо за ответ.

    • фото
      Нурия Сафиулина 30 августа 2017

      Дети обучаются в школе до совершеннолетия! Далее решается вопрос о трудоустройстве. В данном случае есть заключение ПМПК о том, что ребенок должен продолжать обучаться. Если у ребенка умственная отсталость, он впоследствии в 9 классе по заключению ПМПК не будет сдавать итоговую аттестацию и не получит аттестат. В какой класс Вы ее зачислите будет зависеть от администрации школы и результатов обследования и собеседования, если нет рекомендаций ПМПК.

  • фото
    Юлия 02 сентября 2017

    Здравствуйте! Только что наткнулась на ваш сайт, очень полезная статья. Помогите, пожалуйста, в разрешении проблемы, т к информацию собираю по крупицам и не всегда знаю, в правильном ли направлении иду. Сыну 7 лет, в этом году пошли в первый класс. Ребенок -инвалид с диагнозом врожденная двухсторонняя косолапость , а самое главное еще и умственная отсталость легкой степени. Весной проходили ПМПК, где нам рекомендовано обучение по АООП 8.3, т к в нас рассмотрели и аутистические черты. С решением комиссии я согласна, и при написании заявления в школу всячески это подчеркивала. Также ПМПК нам показано очно-заочная форма обучения, т е основные предметы - индивидуально с учителем, с возможностью посещения в классе изо, музыки, технологии. Договорились с администрацией школы, что индивидуальные занятия мы будем посещать в школе, а не на дому. Вот буквально накануне первого сентября меня вызывают в школу и просят написать заявление об отказе от 8 вида, мотивируя это тем, что " у них нет лицензии на обучение по таким программам". Совершенно огорошенная, я сдуру написала это заявление. А теперь меня терзают смутные сомнения, что здесь что-то не то. Никаких специальных учебников нам не выдавали, программу обучения своего ребенка я не видела. Сказали, что заниматься будем по "Школе России", но просто некоторые темы будут опускаться, либо рассматриваться чуть подробнее. А как же тогда его будут атестовывать? Как ставить оценки? А проверочные и контрольные работы? Боюсь, что сама указала способ избавиться от нас, как "неудобных": теперь нас вполне возможно отчислить за академическую неуспеваемость. Администрация школы несколько месяцев подталкивала меня к тому, чтобы отдать ребенка в специнтернат. Но я этого не хочу. А где же хваленая инклюзия? Теперь что мне делать? Писать новое заявление? Школа не хочет создавать для нас "особых"условий, как я поняла. У меня вопрос: Правда ли необходима лицензия для работы по программам 8 вида в рамках общеобразовательной школы? Как действовать теперь, ведь учебный год начался? Буду весьма признательна за ответ и хоть какую-нибудь косультацию

  • фото
    Нурия Сафиулина 04 сентября 2017

    Адаптированная образовательная программа не подлежит лицензированию. Образовательная организация разрабатывает для учащихся, нуждающихся в особых условиях обучения, адаптированную программу общего образования. Ваш ребенок не сможет обучаться по обычной программе, учитывая рекомендации ПМПК. Ознакомьтесь с более подробной информацией, указанной на сайте 273-ФЗ. http://273-фз.рф/voprosy_i_otvety/yavlyayutsya-li-korrekcionnye-programmy-viii-vida-osnovnymi-obshcheobrazovatelnymi

  • фото
    Марина 08 сентября 2017

    Здравствуйте. У ребёнка ДЦП в лёгкой форме. Проблемы - письмо (пишем очень непонятно) и физкультура. Интеллект полностью сохранён. В ИПР - обучение в обычной школе, ПМПК то же самое. С 1 по 4 класс обучались в маленькой школе. Оценки ставились на основе устных ответов (учились на 4 и 5), по физ-ре ставили "зачёт" так как такое возможно было в электронном журнале. Перешли в 5 класс в большую школу. Завуч говорит - оценки неправильные, "зачёт" вообще не должен стоять. Как быть? И правомочно ли ставить оценки на основе устных ответов? Спасибо!!!