Какие факторы повышают заработок?

Что нужнее — высшее или «невысшее» образование?

В советское время люди стремились получить высшее образование, чтобы получить статус и «непыльную» работу, а парни — еще и чтобы избежать службы в армии, но сегодня эта тенденция себя исчерпала.

Наблюдения экспертов показывают, что в предыдущее десятилетие рынок труда качественно улучшался: доля высокотехнологичных («хороших») рабочих мест росла, а низкотехнологичных («плохих») падала. При этом под качеством рабочего места понимается величина оплаты труда и необходимое для этой работы образование, как правило — высшее.

За пятнадцать последних лет увеличилось число руководителей и специалистов высшего уровня квалификации, уменьшилось количество низкоквалифицированных рабочих.

Улучшение качества рабочих мест на отечественном рынке труда можно объяснить увеличением числа выпускников вузов (с 26% до 36% в 2010 году), под которых создавались новые рабочие места.

Сейчас наблюдается замедление этого тренда, поскольку экономика вступила в период стагнации, и сегодня стала заметной другая тенденция: одновременное увеличение числа «хороших» и «плохих» рабочих мест.

А это значит, что сегодня нужны работники и для «плохих» рабочих мест и что время специалистов с высшим образованием прошло.

На рубеже последних столетий высшее образование из элитарного стремительно превращалось в массовое. Причем, Россия была одним из эпицентров этого «образовательного бума» — с 1991 по 2014 год количество вузов в стране выросло вдвое, и более чем в два раза увеличилось число студентов. Теперь в стране самая высокая в мире доля взрослого населения с высшим образованием — 53,5%, что больше европейского показателя на 23% и на 12% больше показателя США, и это при том, что технологический уровень нашей экономики значительно ниже.

Однако сегодня россиянин с высшим образованием часто вынужден работать не по специальности и, выполняя гораздо более простые функции, он теряет квалификацию по диплому. Значит, рынок требует повышенной адаптивности, но для этого работнику не нужно получать новое высшее образование, вполне достаточно прослушать специальные курсы.

Из этого следует, что традиционные представления о необходимости высшего образования должны быть пересмотрены.

Качество вуза

При массовости высшего образования в России оно очень различно по качеству. Авторитетные вузы способны привлекать наиболее сильных студентов, предлагая престижные «дипломы-бренды», известных преподавателей и современную учебную и бытовую базу. Менее сильные вузы берут доступностью.

Для объективной оценки качества вуза применяют два основных критерия: средний балл ЕГЭ поступивших и уровень зарплаты выпускников. Балл ЕГЭ отражает востребованность вуза и специальностей, которые он дает, а зарплата выпускников — оценку востребованности выпускаемых специалистов на рынке труда.

Наиболее подготовленные абитуриенты поступают в медицинские (средний балл по ЕГЭ — 76,5 баллов) и социально-экономические вузы (70,2 балла). Низший проходной балл оказался у аграрных вузов — всего 54.

Самую большую зарплату получали выпускники социально-экономических вузов — 25,8 тысяч рублей. На втором месте по доходам оказались медики — 24,1 тысячи рублей. Меньший доход оказался у тех, кто окончил так называемые «классические» вузы — 19,7 тысяч рублей.

Подсчитано, что повышение среднего балла ЕГЭ при приёме в вуз на одну единицу, приносит выпускнику увеличение заработка на 2%. Следовательно, выпускники вуза, средний балл приёма ЕГЭ в котором на 10 баллов выше, чем в другом, получают заработную плату до 20% выше.

А выпускники вузов, входящих в первые 25% рейтинга качества образования, зарабатывают на 31–41% больше тех, кто обучался в вузах с самым низким показателем качества.

Качество выпускника

А почему не учитываются оценки студента во время обучения? Логично, что на повышение ценности специалиста и оценку качество вуза должно влиять и то, как студент смог воспользоваться условиями обучения для приобретения знаний. Так, считается, что средний балл во время обучения или цвет диплома влияют на вероятность получения хорошей работы и уровень зарплаты.

Но оказалось, что связь успеваемости с размером зарплаты не всегда однозначна. Можно учиться в слабом вузе, но получить хорошие знания, а можно окончить топовый вуз и не стать сильным специалистом. Или, например, в НИУ ВШЭ можно не вылезать из «троек», но качество подготовки там может оказаться выше, чем в вузе, где щедро раздают «пятерки». И это не означает, что ты — троечник, просто там сложнее учиться. Поэтому не стоит сравнивать диплом с отличием элитного вуза и красный диплом среднего вуза.

Но и здесь не все однозначно. Считается, что диплом элитного вуза — знак потенциально высокого КПД работника в глазах работодателя, и его выпускник получает сразу неплохую зарплату. Однако мнение работодателя о нем со временем может скорректироваться. А вот те из них, кто вместе с дипломом может предъявить работодателю опыт работы по специальности, имеют преимущества по отношению к тем, которые не работали до (во время) обучения или их опыт не совпадает с получаемой профессией — об этом свидетельствует статистика.

Проведенный анализ показал, что существует положительная отдача от дипломов магистра, кандидата наук и диплома о дополнительном образовании по сравнению с базовым дипломом бакалавра. Она выражается как в более высокой зарплате, так и в больших карьерных возможностях будущих работников. Обладатели диплома магистра получают на 30% выше уже на первой работе по сравнению с теми, кто имеет обычный диплом. Тот же эффект создает наличие второго высшего образования.

Зарплаты магистра и кандидата наук, как свидетельствует статистика, примерно равны, а зарплата у обладателей диплома профессиональных курсов на 10% выше, чем у тех, кто получил только один базовый диплом. Учеба в аспирантуре, не завершившаяся получением научной степени, не влияет на повышение зарплаты.

Вместе с тем, не всем лицам с высокой квалификацией найдется работа. Избыток таких работников перемещается на обычные, среднеоплачиваемые должности. В России доля таких работников достигает 22–29%, а зарплата при этом снижается на 17–22% против ожидаемой.

И всё-таки, ни магистерская, ни кандидатская степень не так важны, как совпадение специальности, полученной в вузе, с запросом работодателя.

Итак, высшее образование — уже не фетиш. Важнее не столько его уровень, а точное соответствие его содержания рыночному спросу. А так как гибкое поведение на рынке создает преимущество для работника, то полезно корректировать специальность короткими курсами. Но если уж выпускник нацелился на специальность, то углубление в нее (получение степени магистра или кандидата наук) может повысить его ценность. И следует помнить, что наибольшее влияние на величину зарплаты выпускников, оказывают еще два фактора: учёба в качественном вузе и наличие опыта работы к моменту выпуска.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 0