Как повысить интерес ребенка к учебе?

«Ребенок не хочет учиться! Что делать?» — с таким вопросом все чаще и чаще обращаются к психологам родители и учителя. Если 15–20 лет назад этот вопрос возникал только по поводу некоторых учеников 8–9 классов, то сегодня его задают и в отношении пяти-шестиклассников, и даже в отношении учеников начальной школы.

Психологи выявили множество причин, которые могут приводить к снижению учебной мотивации и интереса к новым знаниям. Можно обсуждать их в разном порядке, но я воспользуюсь для удобства схемой, которую предложила журналист Ксения Букша.

«Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат => я стараюсь…»

Размыкание этой цепочки приводит к потере мотивации ребенком. Для иллюстрации Ксения приводит такие примеры:

  1. Ребенок с дисграфией старается писать правильно, но пока не дозреет мозг и не будет проведена определенная коррекционная работа, у него не будет получаться. Правила учить бессмысленно. Цепочка разомкнута уже на первой стрелке.
  2. Ребенок знает, что если постарается, то может вымыть посуду хорошо, но ему просто скучен этот результат — в нем нет ничего интересного или приятного для него. Цепочка разомкнута на второй стрелке.
  3. У ребенка плохой контроль над импульсами, или он напрочь не верит в себя. Он знает, что если постарается, то сделает, и ему нравится, когда получается, но его эмоции «не запоминают», что за усилиями следует приятный результат, и цикл мотивации не формируется. Последняя третья стрелочка очень слабая и постоянно размыкается.

Начнем и мы двигаться по этой схеме.

«Я стараюсь…»

Почти всякий раз, когда ребенок берется за новое дело, он старается его выполнить. Но интерес начинается немного раньше. Почему ребенок вообще начинает что-то делать? И начинает делать именно одно, а не другое?

Психологи выделяют несколько причин.

1. Ребенок начинает делать то, что удовлетворяет какие-то его потребности. Значит, учиться будет интересно, если получаемые знания, навыки, компетенции удовлетворяют какие-то потребности ребенка. Конечно, не только природные — есть, пить, спать и др., но и потребности в безопасности, в принятии, в общении, в красоте и прочие.

2. Ребенок начинает делать то, что удовлетворяет его любопытство. Любопытство возникает, когда ребенок сталкивается с чем-то новым, неизвестным, загадочным. Значит, ребенку будет интереснее учиться, если предлагаемые нами знания хотя бы отчасти будут для него новыми или хотя бы немного интригующими.

3. Ребенок охотнее начинает делать то, что задевает его эмоции — удивляет, вдохновляет, приводит в восторг, заставляет смеяться и т. п. Именно поэтому очень хорошо воспринимаются детьми игровые упражнения и занятия. Так что учителю, использующему игровые, в том числе соревновательные приемы, или просто умеющему задеть эмоции учеников на своих уроках, удается добиться и большего интереса к учебе.

4. Ребенок начинает делать что-то, когда уверен, что он справится, сможет это сделать. Поэтому всегда нужны примеры того, где, как и для чего дети смогут применить получаемые знания. А еще часто они нуждаются в поддержке и подбадривании со стороны взрослых (родителей, педагогов), особенно когда начинают делать что-то новое. К сожалению, взрослые об этом часто забывают.

«Я стараюсь => у меня получается…»

Итак, ребенок заинтересовался чем-то, начал это делать, но по каким-то причинам у него не получается. Например, если у ребенка есть нарушения в развитии или просто не хватает каких-то навыков. В нашей цепочке пропадает стрелка, процесс мотивации прерывается. Конечно, если у ребенка что-то не получается, интерес к такому делу сразу же падает или пропадает совсем. Причин неудачи тоже быть несколько.

1. Ребенок плохо понял то, что ему рассказал взрослый (родитель, учитель). На этот случай у взрослого всегда есть хороший инструмент для поддержки интереса — подсказка. Специалисты выделяют подсказки разного уровня.

  • Полная физическая подсказка — взрослый берет ладони ребенка в свои и делает то, что требуется, сам руками ребенка.
  • Частичная подсказка — взрослый слегка направляет руки ребенка, как бы подталкивает их в нужном направлении, если требуется.
  • Жестовая подсказка — взрослый указывает жестом, что нужно делать.
  • Моделирование — взрослый показывает, как нужно делать.
  • Прямая вербальная подсказка — взрослый говорит, что нужно делать.
  • Непрямая вербальная подсказка — взрослый задает наводящие вопросы.
  • Визуальная подсказка — взрослый показывает картинку, на которой нарисовано то, что требуется от ребенка.

Конечно, как только у ребенка начинает получаться, взрослый уменьшает уровень подсказки — использует следующую подсказку сверху вниз по приведенному списку, — а затем и вовсе их отменяет. Важно отметить, что подсказку нужно использовать только тогда, когда ребенок сам хотя бы попытается начать что-то делать. Иначе теряется смысл что-то делать, и ребенок просто будет ждать, когда за него все сделает взрослый. К сожалению, взрослые часто недооценивают роль подсказок и не умеют их использовать. Тем не менее, подсказки — мощный инструмент, позволяющий сохранять и усиливать интерес ребенка к учебе.

2. Задание оказалось слишком сложным для ребенка, и он не в состоянии его выполнить. Правильным решением будет разбить задание на части и выполнять их последовательно. При этом также стоит воспользоваться подсказками, приводить как можно больше разных примеров. Конечно, «высший пилотаж» — если родитель или учитель умеет подобрать задания так, чтобы ребенок, хотя и с трудом, но мог бы их выполнить. У ребенка возникает огромное чувство удовлетворения и самоуважения, которое лучше любых специальных методик стимулирует интерес и мотивацию к учебе.

«Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат»

Пожалуй, самым мощным средством поддержки и укрепления интереса к учебе является получение приятного результат и, в целом, приятных последствий своих усилий. Фактически речь идет о поощрениях, которые могут предоставлять взрослые за активную учебу, проявленное трудолюбие, выполнение тех или иных дел. Кроме того, поощрения могут быть естественными, которые возникают автоматически после выполнения каких-то действий. Например, мама учит маленького ребенка здороваться со взрослыми. Ребенок здоровается с проходящей мимо соседкой, и та отвечает: «Здравствуй!» Это ответственное приветствие и есть естественное поощрение поведения ребенка здороваться. Теперь он будет делать это чаще. Обсудим, какие еще поощрения могут использовать родители и учителя для поддержки и усиления интереса ребенка к учебе.

1. Наверное, самым распространенным поощрением является похвала. Порой, ее используют на столько часто, что она обесценивается полностью, и дети уже не обращают на нее внимания. Лучшее решение — применять конкретные похвалы гораздо чаще, чем общие. Например, вместо бесконечного употребления слова «молодец!», говорить: «Отлично! Ты правильно решил эту задачу», — или: «О! Ты нарисовал замечательного зайца!» и т. п.

Важно не забывать хотя бы время от времени хвалить ребенка за то, что он делает или сделал правильно. К сожалению, взрослые предпочитают не обращать внимания на успехи ребенка или пользоваться критикой, осуждением, наказанием, что напрочь отбивает мотивацию.

Психологи установили, что для успешного развития необходимо, чтобы соотношение похвал, положительных отзывов и критических замечаний ребенку было не менее, чем 4:1, то есть не менее 4 похвал, подбадриваний, слов поддержки на одно критическое замечание.

Кстати, отдельно хотелось бы обратить внимание учителей на то, что в классе все дети должны получать похвалы, а не только те, кто учится наиболее успешно. Полезно завести тетрадь, где отмечать, сколько поощрений (похвал) и взысканий (замечаний) получил каждый ученик. Возможно, для некоторых детей придется специально создавать ситуации, в которых они смогут добиться хотя бы минимального успеха.

2. Поощрения не обязательно должны быть словесные. Так одна мама семилетней девочки написала в Фейсбуке, что ей с большим трудом удается усадить дочь за письмо в прописях. Девочка делала много ошибок и помарок, и учительница подчеркивала их красной ручкой. Все страницы пестрели красными чернилами. Мама купила еще одну рабочую тетрадь и стала заниматься с дочкой по ней. Но вместо того, чтобы отмечать явно неполучившиеся буквы, она стала подчеркивать наиболее удачные и красивые буквы зеленым цветом. Сначала зеленых подчеркиваний было совсем мало, но довольно быстро их количество стало расти, и почерк девочки стал налаживаться. Этот пост мамы в социальной сети набрал множество лайков, не исключено, что и вам доводилось его читать. Можно добавить, что поощрением для детей может быть и дополнительное время игры на компьютере или планшете, возможность послушать музыку, погулять с друзьями и многое другое, в зависимости от предпочтений ребенка.

Обычно психологи предостерегают от слишком частого использования поощрений. Они справедливо указывают, что, приучившись получать поощрения за каждое свое правильное действие в детстве, люди во взрослом возрасте остаются очень зависимыми от мнения других людей, от поощрений с их стороны. Действительно, есть важное правило для применения поощрений: чем лучше у ребенка начинает получаться какая-то деятельность, тем реже и меньше по объему должны быть предоставляемые за ее выполнение поощрения. В конечном итоге нужно стараться прийти к тому, чтобы ребенок получал удовольствие от естественных, автоматических подкреплений. То есть самым приятным для ребенка должно стать чувство успеха, радость от правильно и достойно выполненного дела. Но поскольку у некоторых учеников пока не получается успешно выполнять учебную деятельность, для поддержания у них интереса к учебе все-таки придется сначала использовать искусственные (внешние, предоставляемые взрослым) поощрения.

3. Мы уже говорили, что никто не застрахован от неудач — ответ к задаче может оказаться неверным, рисунок неказистым, количество ошибок в диктанте слишком большим и так далее. Неудачи почти всегда снижают интерес к учебе. Но все зависит от того, как ситуация будет прокомментирована взрослым. Можно сказать: «Ну вот, опять ты не смог решить простейшую задачу (вариант: наклепал кучу ошибок в диктанте)! Когда только начнешь головой думать?!» А можно: «Что ж, на этот раз не вышло. Давай вместе посмотрим, что пошло не так, и в следующий раз у тебя все получится!» Фразы, выражающие поддержку и дающие надежду, снижают огорчение от неудачи и поддерживают учебную мотивацию.

4. Некоторые педагоги для повышения мотивации учеников интуитивно используют отрицательные подкрепления. То есть, учитель жестко требует выполнения своих указаний, ругает, наказывает, и ученики, чтобы избежать давления, выполняют его указания. У педагога создается иллюзия, что он нашел способ успешно обучать детей. Однако этот способ не только не повышает интереса к занятиям, но вызывает отвращение к учебе вообще. Да и усвоенные таким образом знания пропадают, как только прекращаются угрозы. Для взрослых это становится неприятным сюрпризом.

«Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат => я стараюсь…»

Не все дети могут связать полученный в ходе учебы приятный результат с возможностью и дальше получать приятные учебные результаты. Иногда случается, что ребенок не хочет вновь выполнять получившееся у него действие (например, решить еще одну типовую задачу), поскольку не уверен, что у него получится и на этот раз. Обычно так происходит, если ребенку делали много замечаний, много критиковали, наказывали. В таком случае, для поддержания познавательного интереса, очевидно, потребуется много поддержки, поощрений за труд и за правильное выполнение заданий.

Помочь сделать учебу интереснее могут и всевозможные методики самоорганизации и планирования времени. Особенно они могут заинтересовать старшеклассников. Это может быть, например, «метод помидора», использование «Интеллект-карт» и многое другое.

Подведем итог. У родителей и педагогов есть масса возможностей для развития интереса детей к учебе. Причем, в любом возрасте. Конечно, для этого потребуются время и усилия. Но согласитесь, они того стоят!

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 0