«ПЭП», «ММД» и «СДВГ». Что учителю нужно знать об этих «диагнозах»?

К большому сожалению родителей и педагогов, далеко не все дети отличаются ангельским характером и поведением. Уже в детском саду воспитатели замечают, что некоторые малыши, чаще всего мальчики, не могут усидеть на одном месте, играть самостоятельно, легко отвлекаются, постоянно теряют свои вещи. Родителей тоже беспокоит поведение детей. Они идут к педиатру, неврологу, психологу, дефектологу. Когда приходит время записывать ребенка в первый класс, они объявляют учителю: «У нас ММД (варианты: ПЭП, СДВГ), но мы лечимся!»

Что же означают эти аббревиатуры, и как на них должен реагировать учитель?

Начнем с тех, которые ребенок имеет шанс получить раньше всего. Это ПЭП и ММД.

ПЭП — перинатальная энцефалопатия, поражение нервной системы, ведущее значение в возникновении которой играет гипоксия (кислородное голодание) плода. Некоторые медики считают, что одним из самых грозных осложнений ПЭП является детский церебральный паралич (ДЦП). В Интернете читаем, что перинатальная энцефалопатия может заявлять о себе синдромом угнетения или гипервозбудимости центральной нервной системы, двигательными нарушениями, судорожным синдромом, задержкой темпов моторного, психического и речевого развития. Такое перечисление нарушений в работе нервной системы способно серьезно напугать родителей и насторожить педагогов, однако впадать в панику явно не стоит.

Дело в том, что на самом деле диагноз «ПЭП»… не существует. Просто на заре становления детской неврологии врачи испытывали трудности в дифференциальной диагностике нарушений функций головного мозга, поэтому и называли любые реальные или мнимые нарушения, для которых не было конкретного наименования, этой удобной аббревиатурой.

Отказались от этого «диагноза» в средине прошлого века. Впрочем, не все нынешние специалисты прилежно учились в вузах и интересуются современной литературой. Вот и «всплывает» порой в их заключениях давно забытое в науке сочетание букв.

Схожа судьба и другой трехбуквенной аббревиатуры — ММД, расшифровывающейся как «минимальная мозговая дисфункция».

В средине 20-го века врачи стали использовать этот термин для обозначения легкого расстройства поведения и обучения детей, сопровождающегося импульсивностью, двигательной расторможенностью и невнимательностью, в сочетании с неврологической микросимптоматикой и нормальным интеллектом. Однако этот диагноз совершенно не раскрывал сути проблемы и поэтому от него быстро отказались. Постановка ребенку диагноза ММД фактически означала: «что-то где-то слегка нарушено в работе головного мозга». С помощью этого диагноза «специалисты» легко объясняли родителям «с позиции науки» практически любые особенности поведения ребенка — от вариантов нормы до специфических расстройств развития навыков или моторной (двигательной) функции.

От диагноза ММД во всем мире отказались в 1968 году, когда была принята вторая редакция американской классификации психиатрических болезней (DSM-II. Сейчас в США принята DSM-V). Так что, если специалист ставит такой диагноз ребенку сегодня, примерно понятно, в каком году он учился или какого года издания были его учебники. Вызывает серьезные вопросы квалификация специалистов медицинских или образовательных центров, которые в числе видов своей деятельности указывают «лечение (или коррекция) ММД».

Итак, диагнозов ПЭП и ММД в современной медицине не существует. Но как быть с реальными жалобами педагогов и родителей, которые сталкиваются с теми или иными особенностями поведения детей, обозначавшимися в прошлом этими аббревиатурами?

Вот, например, некоторые примеры таких жалоб:

  • у ребенка с задержкой развивается речь,
  • ребенок испытывает проблемы с обучением в школе,
  • у ребенка снижены возможности произвольной саморегуляции в разных видах деятельности,
  • снижены возможности памяти, внимания, мышления,
  • повышена двигательная активность,
  • проявляется эмоциональная неустойчивость (импульсивность, вспыльчивость, раздражительность) и др.

Большинство перечисленных жалоб специалисты относят к проявлениям синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). СДВГ входит в действующую в нашей стране международную классификацию болезней (МКБ-10), однако, как и в случае с ПЭП и ММД, есть большая группа специалистов, утверждающих, что и этот диагноз надуман и сомнителен. В качестве одного из доказательств своей точки зрения они указывают на серьезные расхождения в данных о распространенности этого синдрома в разных странах. Такое расхождение свидетельствует о том, что у специалистов нет четких критериев для постановки точного диагноза, а значит, и сам диагноз вызывает сомнения.

Что же делать учителю, который сталкивается с проявлениями повышенной подвижности и невнимательности ребенка (как бы они не назывались)?

Педагоги и практикующие психологи давно разработали для себя практические приемы и методы, позволяющие успешно взаимодействовать и обучать шустрых и не всегда внимательных детей.

Вот несколько поясняющих вопросов и рекомендаций.

  • Как вы обычно реагируете, если видите, что ученику трудно сосредоточиться, что он отвлекся, проявляет излишнюю активность? Это помогает? А как реагируют в таких случаях другие педагоги? Может быть вы могли бы использовать их опыт? Что еще вы могли бы сделать, чтобы помочь ребенку выполнять ваши задания успешно (сосредоточенно, не отвлекаясь)?
  • Как вы сами поступаете, когда вам бывает трудно сосредоточиться, чтобы выполнить какое-то дело? Вам удается справиться с отвлекающими вас факторами? Можете ли вы научить своему способу справляться с отвлечениями внимания невнимательного ученика?
  • Многие вещи и обстоятельства управляют нашим поведением. Например, если мы входим в помещение, в котором стоит стул, нам хочется на него сесть. Если мы видим стоящий стол, нам хочется что-то на него положить. Висящий на стене стенд вызывает желание подойти и посмотреть, что на нем висит, а пробегающая мимо кошка вызывает желание ее погладить. Есть ли у вас в классе какие-то вещи, которые могут отвлекать внимание учеников: игрушки в шкафу за стеклом, яркие пособия и дидактические материалы, висящие на стенах и не имеющие отношения к данному уроку, гудящие или мигающие лампы дневного света и др.? Рассмотрите оформление и оборудование вашего класса с этой точки зрения. Кстати, и с парты ученика, склонного отвлекаться, лучше убрать предметы, которые не потребуются во время урока.
  • При большой численности учеников в классе, учителю трудно осуществлять индивидуальный подход к ребенку, и все же, для детей, склонных к излишней активности и невнимательности, лучше подбирать более простые (состоящие из меньшего количества частей) и короткие задания, а давать их в более высоком темпе. Например, сложное задание можно выдать для выполнения всем ученикам сразу, а подвижному и невнимательному ребенку по частям, одну часть за другой.
  • Важно, чтобы сложность заданий соответствовала интеллектуальным возможностям ребенка. Дети могут отвлекаться из-за того, что не поняли условие задания или затрудняются в его выполнении. В таком случае нужно научить поднимать руку не только в тех случаях, когда ребенок хочет ответить или задать вопрос, но и когда он хочет попросить о помощи. Кстати, навык просить помощи, когда что-то не понятно или не получается, — очень полезный навык, и ему стоит обучить всех учеников. В некоторых случаях, если обычные задания оказываются слишком сложными для ученика, могут потребоваться дополнительные занятия и занятия с дефектологом.
  • Частые отвлечения внимания, «шустрое поведение», рассеянность и потери своих вещей, другие особенности «гиперактивного поведения» приводят к частым замечаниям ученику, критике, выговорам и другим формам наказаний. В результате, у ребенка снижается самооценка, он теряет интерес к учебе, прекращает усилия по контролю за своим вниманием и поведением, теряет контакт с учителем и другими детьми. Учитель, школа и даже одноклассники начинают раздражать и вызывать неприязнь, неуспеваемость становится хронической. Поэтому очень важно не забывать поощрять любые усилия ребенка, направленные на учебную и другую полезную деятельность, а особенно, его успехи. Это будет придавать ему дополнительных сил в овладении своим собственным поведением, позволит сохранить эмоциональный контакт с вами, а значит, у вас всегда будет сохраняться возможность так или иначе повлиять на него.
  • Существует мнение, что помочь снизить повышенную активность ребенка могут систематические занятия спортом. К сожалению, это не совсем так. Дело в том, что гиперактивность часто сопряжена с быстрой утомляемостью. Организованные спортивные занятия вовсе не похожи на хаотичную и импульсивную повседневную активность ребенка. Он не всегда в состоянии справиться с систематической повышенной физической нагрузкой. Поэтому начинать регулярные занятия спортом лучше постепенно, исходя из возможностей ученика. Если удастся организовать такое постепенное вхождение ребенка в систематические занятия любимым видом спорта, результаты действительно могут оказаться впечатляющими. Можно ожидать серьезного улучшения навыков саморегуляции, контроля собственного поведения, повышения самооценки, улучшения организованности, снижения импульсов раздражения и гнева.
  • Не стоит пренебрегать помощью коллег. У школьного психолога найдется целый арсенал упражнений, приемов и других профессиональных средств для коррекции поведения «сверхподвижного» ученика. Свою помощь могут оказать и дефектолог, и, если у ребенка есть нарушения речи, логопед. Даже если в школе нет нужного специалиста, можно обратиться в ближайший центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, где организуют диагностику ребенка и пригласят его на индивидуальные и/или групповые занятия.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 0